Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Исконные и транспонированные жанры русского рекламного дискурса

Проблема жанрового статуса рекламы

В современном медиадискурсе жанр выступает одной из центральных категорий изучения, поскольку жанр определяет устойчивость формы речевого произведения, его типологические черты, и выполняет двоякую роль:

  1. С одной стороны, жанр представляет собой своего рода «речевую матрицу», которой пользуется автор для создания текста.
  2. С другой стороны, жанр выступает как определенный тип текстов, который отвечает читательским ожиданиям и предпочтениям, следовательно, облегчает процесс восприятия и понимания информации.

Несмотря на значимость категории жанра в современном медиадискурсе, его изучение применительно к рекламным текстам до сих пор остается одной их проблемных зон в лингвистике. Так, не устранен даже терминологический разнобой в трактовке понятия «жанр» применительно к рекламным сообщениям.

Одни исследователи рассматривают рекламу как самостоятельный речевой жанр, наделенный коммуникативной целью (информирование и воздействие) и речевыми особенностями (призывность, лозунговость, краткость, речевая креативность).

Другие считают, что реклама представляет собой разновидность публичного дискурса, который складывается из совокупности рекламных сообщений и коммуникативных ситуаций, складывающихся вокруг их создания и употребления.

В функционально-прагматическом аспекте реклама предстает как особый речевой стиль, обладающий собственными языковыми особенностями, которые, в свою очередь, могут влиять на другие типы сообщений (например, на политические, научные или учебные жанры).

Традиционная стилистика рассматривает рекламу как разновидность публицистического стиля.

Такое многообразие подходов объясняется тем, что реклама – сложный социальный и коммерческий феномен, который изучается на стыке разных дисциплин: теории дискурса и коммуникации, социальной лингвистики, лингвистики текста, а также лингвосемиотики и прагмалингвистики.

«Исконные и транспонированные жанры русского рекламного дискурса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Исконные и транспонированные жанры русского рекламного дискурса

Многообразие подходов к определению сущности рекламы ставит вопрос о построении типологии рекламных жанров и выделении собственно рекламных жанров, которые были исконно присущи этому типу коммуникации, и транспонированных жанров, пришедших из других коммуникативных практик.

Определение 1

Исконные жанры рекламного дискурса представляют собой устойчивые речевые типы социальной коммуникации, имеющие коммерческую направленность.

Исторически развитие исконно рекламных жанров можно обозначить как последовательность возникающих жанров:

  1. Устные «зазывы», которыми торговцы на рынках приглашали покупателей подойти к лотку и приобрести товар. Этот первичный жанр «проторекламы» сочетал в себе элементы объявления, приглашения и речевой игры.
  2. Письменная реклама на местах продажи (например, вывески).
  3. Письменная (печатная) реклама на упаковках товара.
  4. Письменная (печатная) реклама на улицах (объявления, афиши), а затем в СМИ.
  5. Самостоятельные печатные формы наподобие баннеров, листовок, буклетов, коммерческих предложений.
  6. Реклама по радио и телевидению, в том числе и «скрытая» реклама в кино и книгах.
  7. Интернет-реклама и различные ее разновидности.

Коммерческая реклама дала и толчок и развитию некоммерческой рекламы: социальной и политической. Эти виды рекламы используют те же жанровые формы, что и коммерческая реклама.

Транспонированные жанры рекламы представляют собой устойчивые речевые типы, заимствованные из других сфер коммуникации, например, из журналистики, науки, искусства и др.

К транспонированным рекламным жанрам можно отнести:

  1. Статью, которая может быть выдержана в различной стилистике. Например, в современном медиадискурсе часто рекламные сообщения «маскируются» под научные статьи о пользе минеральной воды или какого-либо вещества, содержащегося в косметике рекламируемого бренда.
  2. Интервью, которое также может служить рекламным целям. Например, интервью посвящено здоровому питанию современного человека, и интервьюируемый собеседник, рассказывая о принципах правильного питания, презентует свою линейку пищевой продукции или уникальную диету.
  3. Рассказ, который содержит «беллетризованную рекламу»: рекламируемый продукт представлен как участник какой-то жизненной истории, которая произошла с рассказчиком.
  4. Дневник, форма которого используется для сообщения о продукте (товаре или услуге) в максимально доверительном, интимном тоне.
  5. Открытку с рекламными элементами оформления и содержания.
  6. Полиграфическую продукцию (календари, тетради, блокноты) с рекламными логотипами или текстами.

Как видно, транспонированные жанры рекламного дискурса отличаются большей креативностью и степенью воздействия на адресата, поэтому их используют для усиления эффекта коммерческой рекламы.

Таким образом, исконные и транспонированные рекламные жанры, функционируя в современном рекламном медиадискурсе, определяет его жанровую специфику.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot