Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Газетный текст как дидактический материал и работа с ним на уроках РКИ

Газетный текст как дидактический материал

Тексты периодики являются не основным, а вспомогательным материалом, который используется для работы на уроке. Преимущество их заключается в том, что они являются аутентичными образцами языкового материала, отражают современные тенденции в языке и речи, помогают реализовывать страноведческий компонент в обучении и поддерживают интерес к чтению на народном языке.

Будучи публицистическим жанром, газетный текст сочетает в себе нейтральные и экспрессивные языковые единицы, а также слова разговорного и книжного стиля. Знакомство с тезаурусом газетных статей позволяет расширить словарный запас, пополнив его актуальной, общественно значимой лексикой и фразеологией.

Кроме этого, газетные публикации являются материалами для формирования умений и навыков анализа текстов. В частности, с порой на газетный текст можно формировать следующие навыки:

  1. Разные типы чтения: медленное, поисковое, просмотровое, ознакомительное. Выбор типа зависит от целей задания и его применения на уроке.
  2. Анализа структурно-композиционных особенностей текста.
  3. Анализа смыслового содержания текста, определения его темы, проблемы, основной мысли.
  4. Использования текстового материала для создания собственного высказывания, аргументации своей позиции.
  5. Сравнения и сопоставления текстов разного содержания и тематики для определения их идеи, основной мысли.
  6. Вычленения главной и второстепенной информации, а также структурирование сведений, содержащихся в тексте.

Работа с газетными публикациями на уроках РКИ

Варианты работы с газетным текстом разнообразны и включают разные приемы.

Ученикам можно предложить работу с деформированным газетным текстом. Учитель заранее вырезает отдельные слова в заголовках, колонках статей и дает задание восстановить пропущенный элемент. Это развивает контекстуальный подход к языковым единицам, учит анализировать их значение и форму исходя из особенностей языкового окружения.

«Газетный текст как дидактический материал и работа с ним на уроках РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Вариант работы в форме квиза. Учитель делает подборку газетных вырезок, которые располагаются в произвольном порядке. Группа делится на команды, каждая из которых получает вопросы, ответить на которые можно с использованием материалов газетных публикаций. Задача учеников - прочитать статьи, выбрать необходимую информацию и дать ответ на вопрос.

Работа над сценарием выпуска новостей - творческий формат освоения газетной публицистики. Преподаватель подбирает для группы новостные тексты и просит подготовить на их основе выпуск новостей, включив в него рассказ о событиях в политической, экономической, культурной жизни.

Другой вариант работы - чтение статьи без заголовка с выделением ключевых слов для последующего подбора собственных заглавий к тексту. Это упражнение направлено на выработку умений смыслового анализа текста, выделения в нем основной мысли и передачи ее посредством краткого заглавия. Сопроводить эту работу можно составлением плана статьи (тезисного или цитатного), а также поиском и подчеркивание ключевых слов / словосочетаний.

Задание на восстановление композиции статьи. Ученик получает разрозненные фрагменты статьи, которые ему необходимо расположить в правильной последовательности, чтобы получился текст. Другой вариант работы - расположить в правильной последовательности пункты плана, отражающие композицию статьи из газеты.

Дополнение текста (предложения) словами или выражениями из газетной статьи. Учитель выписывает на доску предложения с пропущенными словами, которые ученики должны самостоятельно восстановить, прочитав текст газетной передовицы и выбрав подходящие по смыслу компоненты.

Вариант задания для развития навыков устной речи может быть реализован при работе с фотографиями. Учитель подбирает несколько газетных статей с фотографиями к ним. Затем фотографии раздаются ученикам без текста. Их задача – обсудить в группе содержание фото и подумать, к какому материалу оно может быть сделано, как будет озаглавлена статья, для иллюстрации которой фотография используется. После обсуждения в группе ученики представляют свои варианты ответов, опираясь на анализ изображения. В конце выступления всех групп учитель знакомит учеников со статьей и отмечает те ответы, которые были наиболее близки к истине.

Задания на сопоставление газетных публикаций и их заголовков. Учитель заранее подбирает несколько статей для чтения, но убирает из них заголовки, которые предлагаются в виде отдельного списка. Задача учеников – познакомиться с содержанием статей и выдвинуть предложения о том, какие заголовки к ним можно подобрать. Подобное задание можно усложнить, используя неравное количество статей и заголовков к ним.

Эти и другие упражнения направлены на совершенствование основных языковых компетенций, формируют навыки работы с текстом и способствуют речевому развитию учеников.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot