Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Этимология в изучении терминов и активизации познания

Этимология в изучении терминов

Этимология как раздел языкознания, связанный с вопросами исследования происхождения лексем, занимает вторичное место в школьном курсе языкознания. Хотя возможности этимологии для формирования орфографических навыков, пополнения словарного запаса, развития навыков анализа состава слова достаточно широки. Особую роль играет этимология в процессе семантизации новых понятий. Зачастую активизация значения слова происходит уже на начальном этапе знакомства с его происхождением. Это помогает сформировать устойчивые ассоциативные связи между разными группами лексем, который не кажутся родственными на первый взгляд, организовать их в единые лексико-тематические группы и в дальнейшем использовать как активные средства словаря.

Особое место занимает этимология в работе над терминами, потому что терминологическая лексика представляет наиболее сложно организованный пласт в лексической системе любого языка. Термин не допускает приблизительности при толковании, характеризуется однозначностью и предельной номинативной (или понятийной) точностью, поэтому опора на этимологический анализ при изучении терминов особо важна для установления их сущностных семантических характеристик.

Зачастую учащиеся затрудняются даже в определении общенаучных терминов. Например, не всегда ясно для них, что представляет собой значение таких слов, как «анализ», «синтез», «функция», «принцип» и проч. Обращение к этимологии позволяет получить представление о происхождении и первоначальном значении терминологической единицы. Так, анализ – это разложение, расчленение, то есть разъединение целого на составные части для их изучения, синтез же – соединение, связывание частей в целое. Оба слова греческого происхождения. Два других термина относятся к латинским по происхождению: функция – исполнение, то есть буквально «роль»; принцип – основа, первопричина (этимологически связано со словом «prima», то есть «первый»).

Таким образом, данные этимологического анализа позволяют установить необходимые семантические связи терминов с теми словами, которые уже известны учащимся, что, в свою очередь, облегчает процесс семантизации терминов.

Активизация познания при использовании этимологического анализа терминов

«Этимология в изучении терминов и активизации познания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Этимологический анализ при работе с определением терминов позволяет активизировать познавательную деятельность за счет развития ассоциативных связей, умения выделять понятийное «ядро» значения и периферийные признаки значения. Это касается не только заимствованных терминов, но и тех, которые имеют исконно русское происхождение. Например, в процессе изучения обществознания старшеклассники сталкиваются с такими терминами, как «суждение, умозаключение, понятие, деятельность», этимология которых достаточно «прозрачна» и помогает в определении данных обществоведческих терминов.

Рассмотрим это на примере нескольких из них. Так, слово «суждение» происходит от глагола «судить», который в одном из контекстов употребления имеет значение «давать оценку чему-либо, приписывая определенные свойства или качества». Отсюда – суждение представляет собой какое-то высказывание (мысль, облеченную в вербальную форму), в котором что-то утверждается о предмете речи либо же отрицается. Аналогично работа происходит и с другими терминами: умозаключение – это «заключение (вывод) человеческого ума о чем-то»; понятие – «то, что понято о сущности вещи, явления, события»; деятельность – «осуществление какого-то дела».

Этимологический анализ не может заменить собой работы с терминов, которая состоит в его научном определении. Данные этимологи используются только как первичный этап работы с научным понятием для его сближения с теми группами слов, которые уже известны учащемуся. В данном аспекте работу с терминами можно представить в виде алгоритма:

  1. Этимология термина, связь происхождения термина с его значением.
  2. Определение термина через соотнесение его с родовым понятием или же с помощью перечисления его существенных признаков.
  3. Сравнение с другими, близкими по значению понятиями (терминами).
  4. Уточнение значения термина и контекстов его использования.

В качестве приемов использования этимологического анализа при работе с терминами можно привести следующие виды работы на занятии:

  1. По этимологическому словарю определи значение терминов, соотнеси первоначальное значение этих слов с их нынешним терминологическим значением.
  2. Запиши лингвистические термины, этимологический анализ которых показал, что они происходят от следующих слов: phonema, morphē, lexis, σημαντικός.
  3. Догадайся, какие термины «зашифрованы» в русских определениях: колоземица, ошарие, числоведение, языкознание (атмосфера, сфера, математика, лингвистика).
  4. По определению восстанови термин, укажи его этимологию.
  5. Опираясь только на этимологический анализ, дай определение терминам «стратификация», «дивергенция», «дифференциация» (пользуйся этимологическим словарем).
  6. Запиши как можно больше терминов с компонентов «лог» (например, биология, зоология, геология, филология и проч.).

Применение этимологии при работе с терминами способствует обогащению словаря, расширению семантических связей слов, активизации мыслительной деятельности учащихся.

Дата последнего обновления статьи: 24.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot