Этимология в изучении терминов
Этимология как раздел языкознания, связанный с вопросами исследования происхождения лексем, занимает вторичное место в школьном курсе языкознания. Хотя возможности этимологии для формирования орфографических навыков, пополнения словарного запаса, развития навыков анализа состава слова достаточно широки. Особую роль играет этимология в процессе семантизации новых понятий. Зачастую активизация значения слова происходит уже на начальном этапе знакомства с его происхождением. Это помогает сформировать устойчивые ассоциативные связи между разными группами лексем, который не кажутся родственными на первый взгляд, организовать их в единые лексико-тематические группы и в дальнейшем использовать как активные средства словаря.
Особое место занимает этимология в работе над терминами, потому что терминологическая лексика представляет наиболее сложно организованный пласт в лексической системе любого языка. Термин не допускает приблизительности при толковании, характеризуется однозначностью и предельной номинативной (или понятийной) точностью, поэтому опора на этимологический анализ при изучении терминов особо важна для установления их сущностных семантических характеристик.
Зачастую учащиеся затрудняются даже в определении общенаучных терминов. Например, не всегда ясно для них, что представляет собой значение таких слов, как «анализ», «синтез», «функция», «принцип» и проч. Обращение к этимологии позволяет получить представление о происхождении и первоначальном значении терминологической единицы. Так, анализ – это разложение, расчленение, то есть разъединение целого на составные части для их изучения, синтез же – соединение, связывание частей в целое. Оба слова греческого происхождения. Два других термина относятся к латинским по происхождению: функция – исполнение, то есть буквально «роль»; принцип – основа, первопричина (этимологически связано со словом «prima», то есть «первый»).
Таким образом, данные этимологического анализа позволяют установить необходимые семантические связи терминов с теми словами, которые уже известны учащимся, что, в свою очередь, облегчает процесс семантизации терминов.
Активизация познания при использовании этимологического анализа терминов
Этимологический анализ при работе с определением терминов позволяет активизировать познавательную деятельность за счет развития ассоциативных связей, умения выделять понятийное «ядро» значения и периферийные признаки значения. Это касается не только заимствованных терминов, но и тех, которые имеют исконно русское происхождение. Например, в процессе изучения обществознания старшеклассники сталкиваются с такими терминами, как «суждение, умозаключение, понятие, деятельность», этимология которых достаточно «прозрачна» и помогает в определении данных обществоведческих терминов.
Рассмотрим это на примере нескольких из них. Так, слово «суждение» происходит от глагола «судить», который в одном из контекстов употребления имеет значение «давать оценку чему-либо, приписывая определенные свойства или качества». Отсюда – суждение представляет собой какое-то высказывание (мысль, облеченную в вербальную форму), в котором что-то утверждается о предмете речи либо же отрицается. Аналогично работа происходит и с другими терминами: умозаключение – это «заключение (вывод) человеческого ума о чем-то»; понятие – «то, что понято о сущности вещи, явления, события»; деятельность – «осуществление какого-то дела».
Этимологический анализ не может заменить собой работы с терминов, которая состоит в его научном определении. Данные этимологи используются только как первичный этап работы с научным понятием для его сближения с теми группами слов, которые уже известны учащемуся. В данном аспекте работу с терминами можно представить в виде алгоритма:
- Этимология термина, связь происхождения термина с его значением.
- Определение термина через соотнесение его с родовым понятием или же с помощью перечисления его существенных признаков.
- Сравнение с другими, близкими по значению понятиями (терминами).
- Уточнение значения термина и контекстов его использования.
В качестве приемов использования этимологического анализа при работе с терминами можно привести следующие виды работы на занятии:
- По этимологическому словарю определи значение терминов, соотнеси первоначальное значение этих слов с их нынешним терминологическим значением.
- Запиши лингвистические термины, этимологический анализ которых показал, что они происходят от следующих слов: phonema, morphē, lexis, σημαντικός.
- Догадайся, какие термины «зашифрованы» в русских определениях: колоземица, ошарие, числоведение, языкознание (атмосфера, сфера, математика, лингвистика).
- По определению восстанови термин, укажи его этимологию.
- Опираясь только на этимологический анализ, дай определение терминам «стратификация», «дивергенция», «дифференциация» (пользуйся этимологическим словарем).
- Запиши как можно больше терминов с компонентов «лог» (например, биология, зоология, геология, филология и проч.).
Применение этимологии при работе с терминами способствует обогащению словаря, расширению семантических связей слов, активизации мыслительной деятельности учащихся.