Общие сведения о ЕГЭ по русскому языку
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является универсальной формой проверки знаний, которая направлена на решение сразу двух задач:
- Контроль уровня обученности и подготовки выпускников школ по предмету.
- Диагностика уровня подготовленности к продолжению образования в высших учебных заведениях.
В связи с многоаспектностью задач, решаемых в рамках экзамена, сложной предстает его организация и структура, которая требует от выпускников высокого качества подготовки в выбранной предметной области.
Основными понятиями, связанными с проведением экзамена, являются спецификация и кодификатор, а также контрольно-измерительные материалы и бланки.
Кодификатор представляет собой перечень тех знаний и умений, которые проверяются во время экзамена.
Эти знания и умения соответствуют образовательным стандартам и отражают уровень предметной подготовки участника экзамена. Каждая предметная область имеет собственный кодификатор, связанный с определенным набором предметных компетенций, усваиваемых учеников во время обучения дисциплине.
Спецификация определяет содержательную сторону экзамена, поскольку включает сведения о том объеме практического и теоретического учебного материала, знание которого проверяется во время экзамена.
Знакомство со спецификацией позволяет узнать, знание каких именно предметных разделов проверяются в том или ином задании, определить основные теоретические понятия и совокупность практических навыков, овладение которыми необходимо для успешного прохождения тестирования.
Контрольно-измерительные материалы – это определенный набор заданий, входящий в структуру каждого варианта, которые выполняет участник экзамена.
Все контрольно-измерительные материалы однотипны по своему содержанию и структуре, однако не дублируют друг друга. Вариативность контрольно-измерительных материалов позволяет обеспечить объективность экзамена, исключить списывание или предварительное знакомство с ними.
Структурно-содержательные особенности экзамена
Структура и содержание экзамена по русскому языку определяется как спецификацией и кодификатором, так и логикой школьного курса языкознания. Экзамен включает четыре блока заданий:
- Задания с 1 по 3, а также с 22 по 26 нацелены на проверку знаний о тексте, его стилевых чертах и функционально-смысловых типах, средствах связи предложений в тексте, использованных в нем средствах изобразительности.
- Задания с 4 по 8 ориентируют на знание и возможность практического использования норм литературного языка в области правильного ударения, формообразования, словоупотребления, грамматики.
- Задания с 9 по 15 связаны с нормами орфографии и основными орфограммами школьного курса: правописание корней, приставок, суффиксов, личных окончаний глаголов, слитное и раздельное написание служебных слов и наречий, правописание НЕ слитно и раздельно, а также употребление Н и НН в словах разных частей речи.
- 16-21 задания проверяют степень сформированности пунктуационных умений; они касаются разных случаев постановки знаков препинания, в том числе в простом и сложном предложениях, при вводных словах и конструкциях и при обращении, в сложных синтаксических конструкциях с разными видами связи.
Завершающими экзамен заданием, синтетическим по характеру и нацеленным на проверку всех речевых навыков, является написание эссе в соответствии с определенными критериями.
Специфика подготовки к ЕГЭ
Особая структура экзамена, его сложный и многоаспектный характер предполагает и особую методику подготовки, которая включает несколько направлений:
- Повторение изученных в 5-9 классах сведений в области орфографии, пунктуации, культуры речи. Такое повторение носит комплексный характер и охватывает все языковые нормы и типы правил. Материал дается в систематизированном виде, что максимально облегчает его усвоение.
- Углубление сведений, изученных в основной школе. Так, ученики более подробно знакомятся с языковыми признаками функциональных стилей, овладевают навыками стилистического анализа, расширяют сведения о языке художественной литературы и специфике используемых средств выразительности.
- Развитие навыков языкового анализа и синтеза, что особенно необходимо в заданиях 8, 21, где перед участником экзамена стоит задача опознать определенное языковое явление и верно его классифицировать.
- Совершенствование речевых навыков, связанных с восприятием, пониманием, осмыслением прочитанного, умением формулировать свои мысли, грамотно излагать их.
Во время подготовки и самоподготовки целесообразно выполнять упражнения, содержащиеся в открытых банках заданий по предмету. Перед выполнением задания необходимо актуализировать теоретические сведения, необходимые для его выполнения. Допущенные ошибки обязательно разбираются и объясняются, чтобы исключить их возникновение на экзамене.
При подготовке к написанию эссе учитель может использовать стандартные приемы работы с текстом, а также методику подготовки к сочинению-рассуждению:
- Выделить тему и основную мысль текста.
- Сформулировать точку зрения автора на затронутую в тексте проблему, найти в тексте средства ее выражения.
- Выдвинуть тезис, обосновать его примерами из текста.
- Выразить и обосновать свое согласие / несогласие с точкой зрения автора.