Диктофон как средство языкового развития на уроках РКИ
Изучение иностранного языка и процесс его использования отличаются от механизмов речи, действующих для родного языка. При использовании родного языка процессы речевого контроля происходят неосознанно, как и выбор правильных грамматических форм и вариантов произношения. На этапе освоения иностранного языка процессы речевого контроля находятся в стадии становления. Ученику-инофону сложно одновременно следить за грамматической правильностью речи, ее лексическим наполнением, произношением и интонационной структурой. Кроме этого, недостаточность знаний обусловливает и тот факт, что ученики не слышат и не замечают собственных ошибок и не исправляют их, допуская повторно.
В этой ситуации помочь сформировать навык речевого контроля можно с использованием диктофона как средства, позволяющего фиксировать устную речь для последующего анализа и оценки.
Использование диктофона как вспомогательного средства речевого развития является элементом внедрения технических инструментов в процесс обучения с целью улучшения образовательного результата.
Использование диктофона для улучшения устной речи возможно при организации работы над разными аспектами речевой деятельности.
Применение диктофона в обучении чтению
Обучение чтению является одним из важных направлений речевого развития, поскольку именно чтение обогащает словарный запас, расширяет представления о социокультурной сфере страны, знакомит с историей, бытом и традициями народа, способствует закреплению грамматических конструкций и форм.
Обычно чтению вслух на уроке уделяется небольшое количество времени, а задания для домашнего чтения не всегда позволяют знать наверняка, что ученик читал предложенный для работы текст, отрабатывая его произношение.
При использовании диктофона можно предложить ученику сделать запись собственного чтения, а затем несколько раз прослушать ее, выделяя ошибки и недочеты, которые были допущены.
Данный прием можно дополнить другими вариантами работы с текстом:
- Чтение и запись незнакомого текста.
- Отработка техники чтения со словарем с последующей записью.
- Сравнение двух вариантов записей, выявление и анализ ошибок.
- Прослушивание образца чтения в исполнении преподавателя или диктора.
- Сравнение собственной записи чтения с образцом и анализ допущенных ошибок.
- Имитация произношения диктора, воспроизведение манеры чтения «по подражанию» с последующей записью образца чтения.
Хороший вариант этого упражнения - запись чтения наизусть стихотворных произведений с последующей оценкой исполнения. Стихи обладают особой ритмической структурой, звуковой организацией и являются дидактическим материалом, позволяющим отрабатывать навыки интонирования и правильного произнесения высказываний.
Развитие связной речи с применением диктофона
Использование диктофона оказывается эффективным и при отработке навыков устной речи. К примеру, ученик получает задание составить связный ответ на вопрос, пересказать текст или рассказать о чем-то. В этой ситуации он сталкивается с необходимостью создать устный связный текст, который затем произносится вслух. При записи речи на диктофон ученик получает возможность оценить выполнение данного задания:
- Понаблюдать за темпом речи, наличием речевых пауз, их коммуникативной уместностью и оправданностью.
- Увидеть ошибки в произношении и ударении.
- Найти ошибки, связанные с использованием грамматических форм и конструкций.
- Оценить композиционную структуру речи, полноту и содержательность ответа.
Дополнить это упражнение можно следующими заданиями:
- Сделать запись спонтанной и подготовленной речи, сравнить и оценить качество сообщений.
- Сделать запись пересказа и сравнить ее с исходным текстом.
- Прослушать несколько записей речей на аналогичную тему, сравнить со своим высказыванием, дополнить его необходимой лексикой, конструкциями, примерами, аргументами.
Диктофон может быть использован для проведения самодиктовки. Суть упражнения заключается в том, что ученик записывает на диктофон слова, выражения, которые необходимо выучить. При воспроизведении записи слова записываются либо проговариваются, что способствует их закреплению в памяти. Другой вариант этого упражнения - синхронный перевод слов с родного языка на русский и их запись с последующей проверкой и оценкой результатов подобной работы.
Хорошим средством для развития спонтанной речи является использование диктофона для описания различных речевых ситуаций, создания голосовых заметок. Этот прием особенно востребован в ситуациях, когда ученику необходимо в короткие сроки совершенствовать навыки разговорного русского языка. Задания к такому типу упражнения могут быть различными:
- Сделать запись планов на день.
- Записать на диктофон краткий отчет о том, как прошел день.
- Сделать запись о какой-то ситуации, рассказать о событии.
- Сделать запись сообщения о впечатлении от просмотра фильма, ролика, прослушивании песни.
Диктофон как средство совершенствования устной речи позволяет самостоятельно корректировать свою речь, отслеживать речевой прогресс и способствует снятию барьеров в общении.