Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Диктофон как средство языкового развития на уроках РКИ

Диктофон как средство языкового развития на уроках РКИ

Изучение иностранного языка и процесс его использования отличаются от механизмов речи, действующих для родного языка. При использовании родного языка процессы речевого контроля происходят неосознанно, как и выбор правильных грамматических форм и вариантов произношения. На этапе освоения иностранного языка процессы речевого контроля находятся в стадии становления. Ученику-инофону сложно одновременно следить за грамматической правильностью речи, ее лексическим наполнением, произношением и интонационной структурой. Кроме этого, недостаточность знаний обусловливает и тот факт, что ученики не слышат и не замечают собственных ошибок и не исправляют их, допуская повторно.

В этой ситуации помочь сформировать навык речевого контроля можно с использованием диктофона как средства, позволяющего фиксировать устную речь для последующего анализа и оценки.

Определение 1

Использование диктофона как вспомогательного средства речевого развития является элементом внедрения технических инструментов в процесс обучения с целью улучшения образовательного результата.

Использование диктофона для улучшения устной речи возможно при организации работы над разными аспектами речевой деятельности.

Применение диктофона в обучении чтению

Обучение чтению является одним из важных направлений речевого развития, поскольку именно чтение обогащает словарный запас, расширяет представления о социокультурной сфере страны, знакомит с историей, бытом и традициями народа, способствует закреплению грамматических конструкций и форм.

Обычно чтению вслух на уроке уделяется небольшое количество времени, а задания для домашнего чтения не всегда позволяют знать наверняка, что ученик читал предложенный для работы текст, отрабатывая его произношение.

При использовании диктофона можно предложить ученику сделать запись собственного чтения, а затем несколько раз прослушать ее, выделяя ошибки и недочеты, которые были допущены.

«Диктофон как средство языкового развития на уроках РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Данный прием можно дополнить другими вариантами работы с текстом:

  1. Чтение и запись незнакомого текста.
  2. Отработка техники чтения со словарем с последующей записью.
  3. Сравнение двух вариантов записей, выявление и анализ ошибок.
  4. Прослушивание образца чтения в исполнении преподавателя или диктора.
  5. Сравнение собственной записи чтения с образцом и анализ допущенных ошибок.
  6. Имитация произношения диктора, воспроизведение манеры чтения «по подражанию» с последующей записью образца чтения.

Хороший вариант этого упражнения - запись чтения наизусть стихотворных произведений с последующей оценкой исполнения. Стихи обладают особой ритмической структурой, звуковой организацией и являются дидактическим материалом, позволяющим отрабатывать навыки интонирования и правильного произнесения высказываний.

Развитие связной речи с применением диктофона

Использование диктофона оказывается эффективным и при отработке навыков устной речи. К примеру, ученик получает задание составить связный ответ на вопрос, пересказать текст или рассказать о чем-то. В этой ситуации он сталкивается с необходимостью создать устный связный текст, который затем произносится вслух. При записи речи на диктофон ученик получает возможность оценить выполнение данного задания:

  1. Понаблюдать за темпом речи, наличием речевых пауз, их коммуникативной уместностью и оправданностью.
  2. Увидеть ошибки в произношении и ударении.
  3. Найти ошибки, связанные с использованием грамматических форм и конструкций.
  4. Оценить композиционную структуру речи, полноту и содержательность ответа.

Дополнить это упражнение можно следующими заданиями:

  1. Сделать запись спонтанной и подготовленной речи, сравнить и оценить качество сообщений.
  2. Сделать запись пересказа и сравнить ее с исходным текстом.
  3. Прослушать несколько записей речей на аналогичную тему, сравнить со своим высказыванием, дополнить его необходимой лексикой, конструкциями, примерами, аргументами.

Диктофон может быть использован для проведения самодиктовки. Суть упражнения заключается в том, что ученик записывает на диктофон слова, выражения, которые необходимо выучить. При воспроизведении записи слова записываются либо проговариваются, что способствует их закреплению в памяти. Другой вариант этого упражнения - синхронный перевод слов с родного языка на русский и их запись с последующей проверкой и оценкой результатов подобной работы.

Хорошим средством для развития спонтанной речи является использование диктофона для описания различных речевых ситуаций, создания голосовых заметок. Этот прием особенно востребован в ситуациях, когда ученику необходимо в короткие сроки совершенствовать навыки разговорного русского языка. Задания к такому типу упражнения могут быть различными:

  1. Сделать запись планов на день.
  2. Записать на диктофон краткий отчет о том, как прошел день.
  3. Сделать запись о какой-то ситуации, рассказать о событии.
  4. Сделать запись сообщения о впечатлении от просмотра фильма, ролика, прослушивании песни.

Диктофон как средство совершенствования устной речи позволяет самостоятельно корректировать свою речь, отслеживать речевой прогресс и способствует снятию барьеров в общении.

Дата последнего обновления статьи: 16.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot