Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Диагностика познавательных УУД по русскому языку как форма оценки результатов обучения в начальной школе

Понятие УУД и их роль в обучении

В соответствии с новыми стандартами образования на первый план выходит деятельностный компонент обучения. Это значит, что ученик должен не просто овладеть определенной суммой предметных знаний и навыков, но научиться планировать свои действия, решать практические задачи разного уровня сложности и эффективно коммуницировать.

Определение 1

В целях достижения нового содержания образования была предложена концепция универсальных учебных действий как совокупности операций общеучебного характера, которые определяют качественные показатели выполнения любой деятельности.

Поскольку учебные действия носят универсальный характер, то они охватывают все стороны процесса решения задач и подразделяются на следующие виды:

  • Регулятивные, то есть операции постановки цели и планирования действий, а также оценки их результативности.
  • Познавательные, связанные с мыслительным компонентом деятельности.
  • Коммуникативные, предполагающие развитие умений сотрудничества и эффективного взаимодействия в ходе решения общих задач.
  • Личностные, связанные с развитием и совершенствованием эмоционально-волевой и ценностной сфер ребёнка.

Познавательные учебные действия

В системе учебных действий познавательные компонент имеет достаточно большое значение, так как он обеспечивает успешность познания как сложно организованной мыслительной деятельности.

В соответствии с особенностями процесса обучения данные учебные действия предполагают формирование двух видов навыков:

  • Общеучебных, охватывающих все дисциплины.
  • Логических, связанных с операциональной стороной мышления.

В структуру общеучебных действий входят те умения, которые обеспечивают ориентацию ученика в информационно-операциональной учебной среде:

  1. Умение находить нужную информацию и структурировать её в соответствии с задачами обучения.
  2. Способность отделять главное от второстепенного, существенное от несущественного.
  3. Умение получать нужную информацию из учебных и научно-популярных текстов.
  4. Навыки производства собственных письменных речевых высказываний по изучаемой теме.
  5. Умения создавать обобщенные образы изучаемых явлений – модели.
«Диагностика познавательных УУД по русскому языку как форма оценки результатов обучения в начальной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Логические действия связаны с мыслительными операциями: анализом и последующим синтезом, обобщением, сравнительным изучением объектов, классификацией, аналогией, отысканием и установлением причинно-следственных отношений, а также навыками создания текстов-рассуждений для доказательства своих мыслей.

Диагностика познавательных УУД по русскому языку как форма оценки результатов обучения в начальной школе

Выявление уровня развития УУД, в том числе и познавательных, выступает важным показателем результативности учебного процесса. Поэтому важное место занимает система диагностики обученности. Она выполняет следующие функции:

  1. Собственно диагностическую: помогает выяснить наличный уровень сформированности требуемых умений.
  2. Ориентационную: указывает пути организации работы.
  3. Пропедевтическую: способствует предупреждению ошибок и недочётов в работе.
  4. Контролирующую: показывает результаты деятельности.
  5. Оценочную: является показателем эффективности труда педагога и учеников.

Диагностика познавательных учебных действий является сложной методической задачей, поскольку требует разработки специальной системы заданий, упражнений, видов деятельности, через которые могут быть проверены общеучебные и логические умения.

Самой простой формой диагностики является метод включенного наблюдения за деятельностью учеников в групповой или парной работе. Это позволяет педагогу увидеть, насколько дети организованны, как они распределяют между собой роли, насколько эффективно работают с информацией, умеют ли сравнивать и обобщать, а также формулировать выводы.

Следующим не менее эффективным инструментом диагностики выступают специально разработанные диагностические контрольные работы. Задания в них подобраны и структурированы таким образом, что проверяют не предметный компонент деятельности, а общеучебный. Такие работы содержат задания на функциональную грамотность в области чтения и понимания текста, на анализ объектов, сопоставление и сравнение их признаков, выделение сущностных характеристик и проч.

Такие задания составляются с учётом возрастных особенностей детей и могут быть использованы даже с учениками первого класса.

Метод проектов позволяет оценить степень самостоятельности учеников в решении учебных задач и культуру познавательной деятельности. Однако это касается в основном тех проектов, которые исполняются в формате одного урока. Долгосрочные и трудоемкие проекты менее эффективны, поскольку существует возможность того, что в процессе работы над таким проектом ученик не сможет выполнить его полностью самостоятельно без помощи взрослых.

Диагностика развития познавательной деятельности может осуществляться на разных этапах обучения: перед его началом (входная), во время (текущая) и после (итоговая). Наличие данных о разных этапах процесса обучения расширяет представления педагога о процессе формирования универсальных учебных действий.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot