Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Действительные и страдательные причастия: правила образования, смысловые и грамматические различия

Правила образования причастий

В современной грамматике статус причастия до конца не определен. В школьном курсе языкознания данные слова рассматриваются как самостоятельный лексико-грамматический класс, характеризующийся морфологической самостоятельностью и независимостью и противопоставленный как глаголам, так и прилагательным.

В академической грамматике причастия рассматриваются как форма глагола (атрибутивная), которая принадлежит к глагольной словоизменительной парадигме и не обладает самостоятельным частеречным значением.

В зависимости от подхода к определению статуса причастий в языковой системе рассматривается и способы их образования:

  • впервом случае, если причастие мыслится как самостоятельный класс лексем, их образование от глаголов рассматривается как производство новых слов (деривация), осуществляемая посредством особых флексийсуффиксов;
  • во втором случае образование причастий является аспектом глагольного формообразования, осуществляемого типовыми (воспроизводимыми) формообразующими средствами.

Далеко не ото всех глагольных лексем можно образовать все формы причастия, в то же время суффиксы, используемые при образовании данных слов, имеют статус флексий – словообразовательных единиц, участвующих в передаче не нового лексического, а нового грамматического значения.

От глаголов причастия наследует способность противопоставления в рамках категорий вида и изменение по временам, а также залоговые различия: плачущий ребенок – заплакавший ребенок – заплаканный ребенок. От прилагательных – способность к согласованию: у разбитого корыта, к лежащему человеку, от лающей собаки, в крутящемся вихре.

Действительные и страдательные причастия: смысловые и грамматические различия

Залоговые оппозиции, в которые вступают причастия, продиктованы наличием двух способов субъектно-объектного взаимодействия в русском языке:

  1. Субъект, выступающий в роли грамматического актанта (подлежащего) действует, оказывая влияние на объект (грамматическое дополнение): Девочка стирает платье. – Стирающая платье девочка. Солдат получил письмо. – Получивший письмо солдат.
  2. Субъект, выступающий в грамматической роли объекта (дополнения): Курицу жарят на вертеле. – Жаренная на вертеле курица. Тетрадь забыли на столе. – Забытая на столе тетрадь.
«Действительные и страдательные причастия: правила образования, смысловые и грамматические различия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В первом случае мы имеем дело с действительным залогом, во втором – со страдательным. Их специфические различия связаны как со смысловыми аспектами, так и со способами образования.

Парадигма образования действительных форм является дефектной: так, формы настоящего времени не образуется от глагольных лексем сов. в. Достаточно просто образовать формы «готовящий суп», «режущий бумагу», но нельзя образовать подобные формы от глаголов «приготовить» или «порезать». Здесь необходимо использовать флексии для форм прошедшего времени: приготовивший суп, порезавший бумагу.

Не всегда страдательные причастия могут быть образованы от глаголов несов. в. Формы типа «читанный», «латанный», «виденный», «неслыханный» и др. являются скорее исключениями, чем общим правилом.

Традиционно в образовании действительного залога используются два типа флексий:

  1. Для настоящего времени: портЯЩий, думаЮЩий.
  2. Для прошедшего времени: пришедШий, познаВШий.

Выбор суффикса –ущ-(-ющ-) или –ащ-(-ящ-) зависит от спряжения глагольной лексемы, послужившей для образования данного причастия: стелЮЩийся по земле дым (первое спряжение), терпЯЩий бедствие катер (второе спряжение).

Страдательные причастия образуются также с использованием двух типов флексий:

  1. В настоящем времени: влекОМый, видИМый.
  2. В прошедшем: незасчитаННый, приведЕННый, забыТый.

Так же, как и для форм действительного залога, выбор суффикса –ом-(-ем-) или –им- определяется спряжением исходного глагола: колеблЕМый ветром тростник (первое спряжение), ненавидИМый ими враг (втрое спряжением).

Употребление причастий в речи

Причастие широко используются в речи, особенно в книжных стилях, помогая точнее описать и детализировать предметы и явления действительности. Способность причастия совмещать признак и действие делает тексты с его включением более динамичными. Поэтому причастие часто используется в описаниях: блуждающий взгляд, смеющиеся глаза, алеющее на востоке небо, несущийся по волнам корабль, зеленеющие нивы, рокочущее небо.

В качестве синтаксических синонимов предложения с причастными оборотами используются для замены придаточного определительного там, где его употребление нежелательно: Зверь, не встреченный нами в зарослях, притаился на участке леса, который не был отмечен егерем (использование причастного оборота позволяет избежать повтора однотипной конструкции с оборотом «который…»).

При употреблении причастий в речи необходимо избегать грамматических ошибок, связанных с двумя случаями:

  1. Неправильное согласование их с определяемым словом: Ледокол доставил на станцию полярников, составившие новую команду исследователей Арктики (…полярников, составивших…).
  2. Деформация границ причастного оборота: Доставивший ледокол на станцию полярников провел исследования у берегов Северного Ледовитого океана – неверно. Верно: Доставивший на станцию полярников ледокол провел исследования у берегов Северного Ледовитого океана.
Дата последнего обновления статьи: 11.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot