День славянской письменности и культуры в школе как ресурс деятельности педагога-словесника
В работе учителя русского языка и литературы большое значение приобретают формы, связанные с популяризацией русского языка, его продвижением в молодежной среде. Это позволяет решить следующие задачи учебно-познавательной деятельности:
- Развить мотивацию к усвоению языкового материала.
- Расширить лингвистические представления учащихся.
- Стимулировать познавательную активность на уроках.
- Сформировать потребность в чтении произведений литературы.
- Способствовать развитию коммуникативной компетенции, формированию навыков командной работы и сотрудничества.
В процессе организации внеклассных мероприятий учитель раскрывает свой творческий потенциал, показывает методическое мастерство и богатые воспитательные возможности языкового образования. При этом особую значимость приобретают те мероприятия, которые приурочены к знаменательным датам в истории русской культуры и словесности. Одним из таких событий выступает День славянской письменности и культуры, который ежегодно празднуется в нашей стране 24 мая. Этот праздник, связанный с памятными мероприятиями в честь возникновения славянской письменности, традиционно считается значимым и для развития русского языка в его письменной форме. Важно познакомить учащихся с традициями праздника, а также его ролью в истории становления русского литературного языка. Это способствует комплекс мероприятий, которые могут быть организованы в преддверии празднования Дня славянской письменности и культуры в школе. Учитель-словесник организует с учащимися следующие виды внеурочных мероприятий:
- Лингвистическую викторину, посвященную истории русского языка, его современному состоянию и содержащую занимательные задания по разным разделам школьного курса языкознания.
- КВН по русскому языку, который представляет собой соревновательный формат в виде игры-состязания между командами с разными типами заданий и конкурсами.
- Литературно-музыкальный вечер, включающий выступление чтецов, исполнение музыкальных произведений, инсценировки и проч.
- Конкурс плакатов лингвистической тематики.
- День грамотности, включающий акции, экспресс-тесты, мини-лекции по русской орфографии.
- Лингвистические экскурсии / путешествия по страницам истории русского языка, а также по занимательным темам лексики и фразеологии, грамматики, фонетики.
- «Громкие чтения» классических произведений, которые организуются в каждом классе отдельно или в масштабах всей школы.
- Флешмобы в поддержку русского языка и литературы.
- Турниры знатоков грамоты, представляющие собой соревнования в области правописания.
- Поэтические «баттлы» и другие формы организации внеурочной деятельности.
Методические аспекты подготовки ко Дню славянской письменности и культуры и его использование в языковом образовании
В процессе подготовки и организации Дня славянской письменности и культуры в школе учителю необходимо опираться на последовательность этапов реализации творческого мероприятия:
- Постановка цели мероприятия, оценка его развивающего и воспитательного потенциала.
- Разработка сценария мероприятия в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями учащихся.
- Планирование результатов и используемых для их достижения методов и приемов педагогического воздействия.
- Обеспечение необходимого для проведения мероприятий оборудования, реквизита, технических средств.
- Репетиция мероприятия совместно с учащимися.
- Проведение мероприятия и оценка его результативности.
В ходе подготовки к мероприятиям Дня славянской письменности и культуры учитель может реализовать практические задачи обучения, вовлекая детей в различные виды познавательной деятельности:
- Выразительное чтение и анализ художественных произведений.
- Изучение дополнительных источников информации по теме.
- Работу со словарями и справочниками по русскому языку и культуре речи.
- Повторение изученных орфограмм и пунктограмм.
- Поиск занимательных фактов, касающихся истории русского языка, а также отдельных языковых явлений.
- Продуктивную творческую деятельность, направленную на усвоение языкового материала в креативной форме посредством проведения конкурсов, викторин, игр.
Помимо собственно языковых задач, подготовка к мероприятиям и участие в них способствует решению развивающих и воспитательных целей обучения:
- Стимулирует воображение, творческое мышление.
- Формирует навыки командной работы, помогает организовать продуктивное общение между учащимися, способствуя установлению контактов между педагогом и учащимися, а также между разными группами учащихся.
- Развивает эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, русской литературе как важнейшим достижениям русской культуры.
- Стимулирует формирование эстетических представлений в области языка и литературы.
- Помогает сформировать патриотические чувства, основанные на знании истории своего языка и культуры.
Методический потенциал мероприятий, приуроченных к Дню славянской письменности и культуры, позволяет познакомить учащихся с разными формами работы по русскому языку, раскрыть их творческий потенциал, приобщить к чтению.