Общее понятие о чередовании
Чередование представляет собой регулярную взаимозамену языковых единиц, принадлежащих к одному и тому же уровню языковой системы, в определенных позициях.
Для русского языка наиболее распространенными являются фонетические и морфемные чередования.
Фонетические чередования проявляются в наличии позиционных вариантов фонем – звуков, взятых в наиболее сильной позиции.
Одни из фонетических чередований обусловлены позиционными изменениями, которым подвергаются звуки в потоке речи. Другие обусловлены фонетическими процессами, протекавшими ещё в праславянской языке. Такие чередования хоть и имеют фонетическую природу, тем не менее относятся к историческим, поскольку не объясняются закономерностями современной языковой системы.
Исторические чередования обусловили существование вариантов морфем, различающихся составом гласных и согласных звуков. Например: вод-/вож-/вожд- (водить – вожу – вождение), свет-/свеч-/свещ- (светить – свечка – освещение), -гор-/-гар- (гореть – загар), -бер-/-бир- (заберу – забирать).
Некоторые из данных чередований имеют не только морфофонематическое значение. Так, чередование е/и в глагольной основе является одним из инструментов создания видовых различий (запирать – запереть, задирать – забрать). Иногда в таких примерах наблюдается чередование Е с нулем звука, что обусловлено редукцией и выпадением звука в процессе исторического развития языка.
Чередование гласных создаёт множество трудностей при обучении орфографии, поскольку подчиняется историческому принципу написания. Для успешного овладения орфографическими умениями и навыками ученикам приходится запоминать корни с чередованием, заучивать условия выбора орфограммы и многократно отрабатывать написание на практике. Однако ошибки в написании подобных слов все равно сохраняются. Это обусловлено и тем, что корни с чередованием иногда омонимичны другим корням. Например, корень –гор- в словах «горение» и «горный», «горевать», корни -мер-/-мир- в случаях «замереть, замирать» и «примерять, мирить».
Для успешного овладения навыками написания таких корней необходимо не только знать их графический облик, но и понимать их значение, а также сам принцип чередования как исторического изменения корневой части слова.
Чередование гласных е-и в корне
Чередование е/и, наблюдаемое в корне слов, является результатом исторического процесса, который объясняется существованием долгих и кратких гласных в праславянской языке, а также качественным изменением звуков в результате фонетических преобразований.
В современном русском языке существует несколько корней с данным типом чередования. Рассмотрим их более подробно на конкретных примерах:
- Отбирать - отберут.
- Отпирать - отпереть.
- Растирать - растереть.
- Раздирает - раздерёт.
- Отмирать - отмереть.
- Блистающий - блестящий.
- Расстилающийся - расстелившийся.
- Сжигает - сжечь.
- Вычитать - вычет.
Из приведенных примеров видно, что данное чередование имеет регулярный характер и не объясняется позиционными изменениями звуков в речевом потоке. Выбор гласной зависит от наличия (или отсутствия) суффикса –а-, который находится непосредственно за корневой морфемой. Буква И в словах с данными корнями встречается у лексем несовершенного вида. В то время как для совершенного вида характерен корень с буквой Е. Регулярная воспроизводимость этих различий позволяет говорить о данном чередовании как об одном из средств создания видовых оппозиций.
В практике языкового обучения знакомство с подобными корнями происходит в пятом классе при изучении темы «Глагол». Знакомство с данным правилом расширяет представление об орфограммах в корне и подготавливает к освоению других чередующихся корней.
Методика работы над данным языковым явлением опирается на знания учеников в области фонетики, морфемики и лексики. Ученики должны уметь вычленять состав слова, определять его лексическое значение, анализировать условия выбора орфограммы.
При отработке правила на практике формируется устойчивый навык правильного написания данных слов, а также производных от них. Ученики знакомятся и с исключениями из данного регулярного чередования (сочетать, сочетание).
При работе над этой темой учитель должен добиться устойчивой мотивации, позволяющей заинтересованно относиться к изучаемому правилу. Этому способствуют творческие задания: сочинение лингвистической сказки о корнях с чередованием и их помощнике – суффиксе –а-; создание иллюстраций к правилу; составление кроссвордов, загадок со словами, содержащими данную орфограмму.
Ученики с удовольствием включаются в работу соревновательного характера (кто больше назовет слов с чередованием в корне, кто допустит меньше ошибок при их написании), охотно участвуют в самопроверке и взаимопроверке написанного, ищут и исправляют допущенные ошибки.
Чередование и/е в корне, имеющее историческую природу, связано с грамматическими процессами в современном русском языке и является важным аспектом в работе над формированием правописных навыков.