Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Древнеанглийский глагол: сильные и слабые глаголы

В системе древнеанглийского языка выделялось несколько групп глаголов, различавшихся по способу формообразования:

  • сильные глаголы;
  • слабые глаголы;
  • аномальные глаголы;
  • претерито-презентные глаголы;
  • супплетивные глаголы.

Сильные глаголы

Сильные глаголы представляют собой самую раннюю группу глаголов, состоящих из слов, относящихся к общегерманским и общеиндоевропейским словам. Данная группа являлась немногочисленной и непополняемой, но устойчивой к каким-либо лингвистическим изменениям.

Система формирования сильных глаголов основывается на чередовании гласных в корне. Такая система была характерна для общеиндоевропейского языка, а само явление носило название «аблаут».

Виды сильных глаголов

Среди сильных глаголов, в свою очередь, тоже можно выделить несколько их видов: инфинитив, прошедшее время единственного и множественного числа и причастие II.

Выделенные формы также подразделяются на семь классов. Деление на классы происходит в зависимости от типа чередования корневых гласных. Первые пять классов основываются на, так называемом, качественном аблауте, а шестой и седьмой классы – на количественном аблауте.

Аблаут, в свою очередь, также имеет способность видоизменения. Например, индоевропейский аблаут основывается на чередовании гласных $[e]$ и $[o]$. Такой вид аблаута носит название нормальной или средней ступени, а в некоторых случаях и нулевой ступени.

Аблаут в германских языках имеет некоторые отличия от индоевропейского аблаута и имеет нулевую форму, основываясь на чередовании гласных $[e]$ и $[i]$, переходящих в $[a]$.

Ступени аблаута

Древнеанглийский глагол отличался еще и способом образования основ слова, которые, в свою очередь, образовались тремя ступенями аблаута. Первую ступень аблаута, или I основу, составляли гласные $[i]$ и $[e]$. На первой ступени формировались формы инфинитива, повелительное наклонение, парадигмы настоящего времени в изъявительном и сослагательном наклонении, а также причастия I.

«Древнеанглийский глагол: сильные и слабые глаголы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Ко второй ступени, или II основе, относились глаголы с гласной $[a]$ и образовали глаголы первого и третьего лица единственного числа в прошедшем времени.

Нулевую ступень аблаута основывали III и IV основы. К III основе относилось образование глаголов второго лица единственного и множественного числа в прошедшем времени, IV основу образовывали причастие II.

К I классу сильных глаголов относятся глаголы, имеющие осложнитель $[i]$. Примером сильного глагола, относящегося к первому классу, является глагол «rīsan» - «rās» – «rison» – «risen» (совр. «rise» - «вставать»).

Ко II классу относились глаголы с осложнителем $[u]$. Примером глагола второго класса является глагол «cēōsan» – «cēās» – «curon» – «coren» (совр. «choose» - «выбирть»).

К глаголам III класса относятся слова, в которых после корневого гласного применяется один из согласных звуков $[m], [n], [l], [r]$ или $[h]$ и еще один согласный, например, «swimman» - «swamm» – «swummon» - «swummen» (совр. «swim» - «плвать»).

У глаголов IV класса наблюдается следование после корневого гласного одного из согласных $[l], [r]$ или $[m]$, например, «stelan» – «stæl» - «stǣl» – «stolen» (совр. «steal» - «красть»).

К глаголам V класса относятся глаголы, в которых после корневого гласного используется звонкий согласный, например, «etan» - «etæn» – «etǣon» - «eten» (совр. «eat» - «кушать»).

Глаголы, относящиеся к VI и VII классам, обозначают количественную характеристику. Так, у глаголов VI класса наблюдается чередование гласных, а также отражается индоевропейское количественное чередование. Например, «bacan» – «bōc» – «bōcon» – «bacen» (совр. «bake» - «печь»). А у глаголов VII класса удвоение начального слога, или редупликация. Например, «hātan» – «hēt/heht» - «hēton/hehton» – «hāten» - «называть, велеть».

Слабые глаголы

В отличие от сильных глаголов слабые глаголы представляют собой более поздний тип. Однако, не смотря на позднее происхождение, слабые глаголы более многочисленны и продуктивны, т. е. легко поддающиеся изменениям. Характерной особенностью слабых глаголов является их происхождение, в основном от существительных, прилагательных или сильных глаголов.

Еще одной характерной чертой слабых глаголов является наличие дентального суффикса «t\d\Þ». Его применение связано с образованием основных форм глаголов, а сами глаголы не различались по формам единственного и множественного числа. Также среди слабых глаголов рассматривались три его формы – это причастие II, инфинитив и прошедшее время.

Классы слабых глаголов

Поскольку образование слабых глаголов зависело от применения того или иного суффикса, то в данном случае выделялось гораздо меньшее число классов, всего три. Класс слабого глагола зависел от применения основообразующего суффикса.

К I классу слабых глаголов относились слова с основообразующим аффиксом «–i-/-j-», например, «dōmjan» - «dēman» - «судить». Также глаголы, относящиеся к первому классу, делились на подклассы: правильные и неправильные глаголы. У правильных глаголов наблюдался слоговой суффикс «-i». А у неправильных глаголов – суффикс «-j-». Суффикс «-j-» являлся основой только инфинитивов и глаголов настоящего времени.

Ко II классу слабых глаголов относились слова с основообразующим аффиксом «–ōi-/-ōj-», например, «macian» – «macode» – «macod» - «делать». Второй класс слабых глаголов являлся прототипом правильных глаголов современного английского языка.

К III классу относились глаголы с основами на «-ē-», и составляли данный класс всего три глагола: «habban» - «иметь», «libban» - «жить» и «secƷan» - «сказать». Третий класс слабых глаголов является самым малочисленным и имеют черты готского языка.

Претерито-презентные глаголы

Претерито-презентные глаголы представляют собой особую группу глаголов, настоящее время которых образуется по типу прошедшего времени сильных глаголов, а прошедшее время образуется по типу прошедшего времени слабых глаголов. Иными словами, данная группа объединяет в себе способы образования временных форм как сильных, так и слабых глаголов.

Среди претерито-презентных глаголов наблюдается общее явление модальности, сохранившееся в некоторых случаях до наших дней. Яркими примерами являются глаголы: «can» - «мочь», «may» - «может/можно», «must» - «должен».

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot