Биологическая теория языка
В основе «биологического» подхода к определению сущности языка лежит представление о его врожденном, наследственном характере для индивида. С этой точки зрения язык имманентно присущ человеческой природе, поэтому у каждого есть некая «врожденная» языковая способность, благодаря которой человек овладевает речью.
Данные представления были популярны в период расцвета философского натурализма в XVII-XVIII веках, когда сложилась концепция, в соответствии с которой язык рассматривался как «естественный организм». Понимание языка как организма было характерно для многих выдающихся языковедов того времени: А. Шлейхера, В. фон Гумбольдта, Р. Раска, Ф. Боппа и других. Основоположником концепции считают немецкого философа-лингвиста А. Шлейхера, который признавал язык природным организмом, обладающим присущими ему свойствами: например, способностью к развитию, изменению, росту, стагнации. Эволюцию языка Шлейхер рассматривал по аналогии с процессами развития организмов, считая, что каждый язык проходит стадию роста, развития от простейших форм к более сложным, а затем старения и исчезновения.
Натуралистическое понимание языка также исходило из того, что язык возник естественным путем, без вмешательства потусторонних сил или воли человека. Также она признавал, что в языке действуют собственные законы, как ив природе, они объективны и не зависят от субъективных представлений. Подчеркивая связь языка с живым организмом, натуралисты отмечали тем самым, что язык не является застывшим образованием, он характеризуется изменчивостью и способностью к развитию.
Критика биологической теории
С развитием материалистической философии ее постулаты были распространены и на область лингвистики, в которой сформировался взгляд на язык как на общественное явление.
Тезису об имманентной природе языка сторонники материалистической концепции противопоставили представление о языке как продукте длительного исторического развития общества. По мнению лингвистов, придерживающих этих взглядов, язык не дан человеку от рождения как некая наследственная сущность. Индивид обладает только определенными психофизиологическими задатками, которые могут привести к формированию речевой и языковой способности, если он кажется в среде, благоприятной для формирования речевых навыков. Вне общества человек не овладеет языком, что подтверждается многочисленными примерами детей-«маугли», которые остались вне социума и так и не смогли овладеть человеческой речью.
Сторонники материалистической концепции также пересмотрели взгляды на развитие языка. Если представители биологической теории объясняли языковое развитие по аналогии с развитием живого организма, но сторонники материалистического языкознания главным фактором языкового развития считали противоречия, заложенные в самой системе языка, а также влияние на язык общественно-исторических условий.
Относительно возникновения языка материалистическая концепция также высказалась с критикой в адрес представителей биологической теории. В частности, был пересмотрен тезис о естественном происхождении языка, в противовес которому был выдвинут новый тезис – об общественно-трудовом возникновении языка и речи. Таки образом, возникновение языка объяснялось не законами развития природы, а детерминировалось общественными и историческими условиями развития общества.
Биологическая теория языка в XX веке
Возрождение интереса к биологической теории языка наметилось во второй половине ХХ века в трудах американского лингвиста Ноама Хомского. Исследуя возможности создания универсальной грамматики, Хомский пришел к выводу, что грамматические средства, которыми обладает любой язык, ограничены, они не могут производиться бесконечно. В то же время возможности группировки и сочетания этих единиц многообразны. Это привело к появлению так называемой генеративной грамматики, суть которой заключалась в исследовании порождения речи из определенного набора языковых средств путем их трансформации по определенным правилам.
Хомский считал, что ребенок поразительно легко усваивает как сами грамматические единицы, так и правила их трансформации, что свидетельствует о наличии у него некой врожденной предрасположенности к овладению языком, которая получила название языковой способности. В основе формирования языковой способности лежат глубинные структуры языка, которые Хомский признавал врожденными. На базе этих глубинных структур происходит формирование прочих речевых умений и навыков, отражающих поверхностные языковые структуры.
Таким образом, идеи биологической теории хотя и были подвергнуты строгой критике в языкознании, все же остаются значимыми для современной науки и используются в психолингвистике и теории речепорождения.