Понятие религиозной психологии
Религия – это особая область проявления человеческой психики, направленная на поиск им духовной и психологической ниши, идейных и прочих ориентиров, функционирующая как верования и практические действия, к которым люди прибегают, когда не могут самостоятельно решить свои повседневные проблемы в трудных условиях окружающего природного мира.
Религиозная психология – это
- наука, занимающаяся исследованиями религиозных представлений человека и связанных с ними его психологических особенностей, а также особенностей его психологической деятельности;
- наука, занимающаяся исследованием человека, как субъекта и объекта религиозной деятельности (субъекта и объекта взаимодействия с религиозной средой).
Она формируется под непосредственным воздействием условий жизни и религиозной идеологии.
Человек приобретает склонность к какой-либо религии не от рождения, а в связи с некоторым спектром причин, то есть факторов, делающих веру необходимой с точки зрения рассматриваемой личности.
В религиозной психологии выстроена определенная типология мировоззренческих групп людей на основании их отношения к атеизму и религии:
- глубоко верующие – обладают истинной глубокой религиозной верой. Преимущественно вера реализуется в поведении;
- верующие – обладают религиозной верой, слабо реализуемой в поступках;
- колеблющиеся – характеризуются метаниями от веры к неверию и обратно. Периодически могут отмечаться отдельные черты, свойственные религиозному поведению;
- индифферентные к религии люди – характерно отсутствие религиозной веры, но при этом отсутствуют и атеистические убеждения. Религиозное поведение отсутствует, но не исключаются его единичные проявления;
- пассивные атеисты – характеризуются наличием атеистических убеждений, но они не всегда глубокие и осмысленные. Религиозное поведение совершенно отсутствует, но и атеистические убеждения практически не отражены в поведении;
- активные атеисты – характеризуются глубокими атеистическими убеждениями, которые находят отражение в поведении.
Любой религиозный, верующий человек в собственных мыслях и действиях базируется на определенных образцах для подражания.
Типология религиозных личностей, сформированная в процессе развития и становления религиозной практики, на которой ориентируются рядовые верующие:
- мистик – тип верующих, которые стремятся отвлечься от окружающего мира с его влияниями, чаще всего представлен индивидуалистами-одиночками;
- пророк – индивид, характеризующийся наличием нерегулярного, но интенсивного религиозного опыта. Пророк всегда находится с людьми, в отличие от мистика;
- священнослужитель – выступает посредником между людьми и Богом. Его основной функцией является выстраивать правильный порядок богослужения в соответствии со всеми религиозными канонами. Священнослужитель нарабатывает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке;
- реформатор – индивид, пребывающий в рамках определенной религиозной традиции, стремящейся к преобразованию этой традиции в соответствии с собственным религиозным опытом;
- монах – является членом религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, чтобы вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживается высоких моральных и обрядовых требований;
- монах-отшельник – индивид, которому требуется уединенная жизнь в диких, безлюдных местах, отличающихся суровой природой, чтобы достичь очищения души и интенсивного религиозного опыта;
- святой – индивид, воплощающий в глазах религиозного общества идеал совершенства в некоторой его форме;
- теолог – вид интеллектуала-теоретика, задачей которого является выражение верований рассматриваемой религиозной общности в концептуально-рациональной форме;
- основоположник религии – индивид, который по своему масштабу намного превосходит все остальные типы религиозных личностей. Его религиозный опыт такой уникальный и интенсивный, что он превращается в основу новой религии.
Многообразие форм социального поведения людей базируется на наблюдении за другими индивидами и их сообществами, выступающими моделью для подражания.
Направления религиозной психологии
На сегодняшний день, на современной ступени развития науки, в религиозной психологии выделяют несколько проблемных областей:
- учение о психологических основах любой религии, анализ религиозных психологических явлений, то есть свойств, процессов и состояний, а также их воздействие на другие психологические феномены, исследование психологических сторон религиозной деятельности и отношений – культа, религиозных проповедей, обучения, воспитания, наставления, общения верующих и пр.;
- раскрытие динамики психологических состояний при переходе от религиозности к нерелигиозности и атеизму;
- методика конкретных психологических исследований религиозности и атеистичности.
Важная составная часть психологической теории – учение о корнях религиозной психологии. Они восходят к социальным основам, и их обуславливают гносеологические корни. Главными, определяющими выступают социальные корни, которые неизбежно вызывают формирование религии. Относительно них, психологические и гносеологиеские механизмы выступают условиями, создающими возможность ее появления и существования.
Корни религиозной психологии кроются в тех состояниях, процессах и механизмах общественной, групповой или индивидуальной психологии, которые формируют благоприятную психологическую почву, благоприятную для производства и усвоения религии. Эти корни подпитывают стихийные господствующие над людьми социальные и природные силы. Принято различать общественно-психологические и индивидуально-психологические корни.
Общественно-психологическая ступень представляет собой феномен психологии общества и групп:
- кризисные состояния общественно-психологической атмосферы;
- превратный характер общения;
- групповые и массовые страхи и страдания;
- общественное мнение;
- механизмы негативизма и контагиозности, внушение, подражание, наследование обычаев и традиций.
Индивидуально-психологическими являются факторы, которые работают в психологии человека:
- переживание за разного рода зависимость от окружающих людей;
- заданность интериоризованных психических механизмов;
- личное страдание и горе от неизлечимого заболевания, неразделенной любви, смерти близкого человека и пр.;
- страх смерти или одиночества и др.