Монастыри как духовные центры
Монастырь – это религиозная община монахинь или монахов, в которой имеется единый устав, уклад и порядок, комплекс жилых помещений и хозяйственных построек, с определенным распорядком богослужений.
Большое значение для истории России, ее культурной, политической и хозяйственной жизни, играли православные монастыри. Монастыри были центрами культурной жизни и просвещения, а не только служили местом проживания монахов и отправления их богослужений. Помимо прочего, в отечественной истории можно наблюдать и заметное влияние православных монастырей на политическую жизнь страны, организацию хозяйственной жизни населения.
В монастырях проводились переписи богослужебных книг, и сочинялась литература религиозного содержания (церковные древнерусские сказы, «жития святых» и пр.), переводились книги на древнерусский язык, а также создавались оригинальные литературные сказания, летописи о жизни Руси, писались иконы и создавались целые архитектурные комплексы мозаик, фресок.
Монастыри зачастую были настоящими сокровищницами, потому как в них хранились национальные достояния, драгоценные камни и металл, фамильные иконы и произведения искусства.
Долгое время, монастыри выполняли роль школ, в которых детей обучали чтению и письму, а также счету. Эти знания считали достаточными, а добавочные ученики получали от чтения энциклопедий и перевода византийских учебников в библиотеках монастырей.
Известными православными монастырями являются: Троице-Сергиев монастырь, Соловецкий монастырь и Новодевичий монастырь.
Троицкий монастырь является одним из немногих сохранившихся до наших дней памятников раннемосковского белокаменного строительства. Традиционный крестово-купольный храм, стоящий на четырех столпах, отличается небольшими размерами и неброским резным декором. Постройка отличается своеобразной многоярусностью, которая сформирована системой закромов и кокошников. Монастырь возник в бурное время становления русской государственности и борьбы за национальную независимость русского народа. Троице-Сергиев монастырь с давних времен играл роль форпоста на подступах к Москве, там укрывался от восставших стрельцов и сам Петр I.
Иконы, фрески, мозаики, которые писались в стенах монастырей были отдельным жанром живописного искусства, который был, поощряем церковью и входил в ранг разрешенных. Также поощрялось написание религиозных трудов и летописей. Помимо прочего, в этом наблюдался социальный заказ княжеской власти – в монастырях сочинялись новые летописи, переписывались и редактировались на новый лад старые, создавались документы государственного значения. Если обратить внимание на летописи и стиль их изложения, то можно отметить, что писали их люди «не отрешенные от мира», как того требовал обряд посвящения в монашество, а фактически посвященные в мирские дела и участвующие в гуще государственных событий и политических баталий того времени.
Монастыри играли огромную роль в формировании национального самосознания и укреплении христианства на Руси. Значительную часть своих сбережений монастыри расходовали на благотворительные цели через сооруженные при них больницы, богодельни, церковные школы, сиротские приюты, семинарии.
Роль монастырей в истории страны огромна и значительна. И основная их заслуга состоит в том, что они выступали как крупнее центры образованности. Такое явление как ученое монашество, было особым механизмом становления духовного образования, хотя развивалось оно отнюдь не стремительными темпами. Ученые монахи, как правило, в монастырях занимали должности ректоров и профекторов. Тем самым функции административного и педагогического характера в рамках духовного образования выполнялись учеными монахами.
Паломничество как особый культурный феномен
Паломничество представляет собой путешествия (перемещение) верующих людей с целью посещения мест поклонения местностям и реликвиям, которые играют сакральную роль для данной религии.
Одним из существенных элементов религиозного культа является посещение почитаемых мест поклонения, которые связаны с каким-то божеством или святым. Паломничество характерно практически для всех религий, которые имеют храмы и монастыри, объекты природного характера, захоронения святых, которые важны для религии и для верующих. Верующие отправлялись к культовым местам и святилищам, начиная с древних времен.
Паломничество, как культурный феномен характерно для каждой религиозной культуры, которая имеет свою географию святынь.
Паломничество, зачастую, рассматривается как особый вид путешествия, подразумевающий под собой более полное погружение в духовность, соприкосновение со святыми местами и святынями. Религиозный человек стремится соприкоснуться с источником святости, но для этого ему нужно преодолеть определенный путь, что делает его приобщение к святыне особенно ценным.
Целью христианского паломничества являются святыня или некий объект духовного поклонения:
- святые реликвии (Животрящий крест);
- предметы, которые связаны с Божьей Матерью и ее почитанием;
- иконы (святые и чудотворные);
- мощи святых;
- места, которые отличаются особой святостью (связанные с жизнью святых и подвигами);
- святые источники;
- личные вещи святых;
- обители монахов-затворников;
- могилы святых людей, которые почитаются Церковью и причислены к лику святых.
Паломничество как ритуал несет в себе подвиг странствия и способствует укреплению смирения, духовному росту и познанию себя.