Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Происхождение русского паломничества: Иерусалим, Константинополь, Бари

Слово «паломник» происходит от латинского слова palmarius — пальмовник, то есть человек, держащий пальмовую ветвь. Пальмовая ветвь является важнейшим христианским символом, связанным с Евангельской историей и событиями, имевшими место в начале нашей эры, когда произошел Вход Господень в Иерусалим и когда люди встречали Иисуса Христа при въезде в град с пальмовыми ветвями в руках. Само слово «паломничество» означает путешествие к Святому месту.

Паломник. Акварель работы И. Репина. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Паломник. Акварель работы И. Репина. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Истоками русского православного паломничества принято считать IX-X века, то есть после принятия Русью христианства.

Первой русской паломницей, согласно древним источникам, является княгиня Ольга, которая в 957 году посетила столицу Византийской империи — Константинополь.

Константинополь – главный город мира

Основными центрами паломничества были Константинополь и Святая Земля.

Фёдор Солнцев. Архонтисса Ольга, 1869. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Фёдор Солнцев. Архонтисса Ольга, 1869. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Константинополь, один из самых красивых и богатых городов того времени, был конечным пунктом путешествий многих людей. Для русских он был главным городом мира, ведь в его соборах хранились многочисленные святыни Православия. Кроме того, именно в Константинополе находилась резиденция константинопольского патриарха.

«Происхождение русского паломничества: Иерусалим, Константинополь, Бари» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Ни в древней, ни в средневековой Руси паломничества в столицу Византии не были редкостью. Для большинства русских людей путь от Киева до Константинополя занимал два с половиной месяца.

Многие паломники записывали свои впечатления от увиденного. Со временем оставлять заметки о своих путешествиях стало традицией.

На Руси паломничества называли «хожениями» (или «хожениями»). Постепенно на основе текстов воспоминаний паломников появился соответствующий жанр древнерусской литературы. Самым известным описанием паломничества в Святую Землю является «Хождение» игумена Даниила, который оставил заметки о путешествии в Константинополь и Святую Землю.

В конце XII-начале XIII в. в Константинополь совершил путешествие новгородец Добрыня Ядрейкович (впоследствии архиепископ Новгородский Антоний). Он оставил подробное описание Константинополя. Половина рукописи под названием «Книга Паломник» посвящено описанию храма Святой Софии.

Подробное описание памятников архитектуры и скульптуры византийской столицы содержится в «анонимном хождении». Неизвестный автор подробно описал столп Юстиниана, двор Константина, ипподром, фигуры правосудов и др.

После того, как турки захватили Константинополь и установления там свое господство, связи Руси и Византии меняются. Духовной наследницей Византии стала Москва.

Русские в Иерусалиме

Еще со времен древней Руси паломники побывать в Иерусалиме у Гроба Господня в Светлое Христово Воскресение.

О паломничествах на Святую Землю известно еще со времен правления первых русских князей.

Так, согласно сведениям, содержащимся в Никоновской летописи, в 1001 году князь Владимир Красное Солнышко отправил посольство в Рим и Иерусалим.

При Ярославе Мудром, в середине XI века, в паломничество на Святую Землю отправился будущий настоятель одного из киевских монастырей Варлаам.

В 1106 г. в Иерусалим отправляется игумен Даниил. Он прожил в Палестине почти полтора года. В своем «Хождении» он подробно описал схождение Благодатного Огня в Великую Субботу. Огромное впечатление на него произвела служба Святого Огня. Именно описанием участия русских паломников в Пасхальном богослужении 1107 года он и завершает свое произведение. С тех пор посещение Иерусалима в пасхальный период стало для паломников традицией.

В то время путешествие занимало два, а то и три года, так как паломники шли пешком через басурманские, половецкие, турецкие земли. Добравшись до Святой Земли, они оставались там надолго.

Путешествие в Палестину осложнялось тем, что с VII века ее территорией владели арабы. Лишь только после того, как Святую Землю захватили крестоносцы и основали там свои государства, у русских паломников появилось больше возможностей посетить родину христианства.

После 1453 года, когда пал Константинополь, и османы захватили всю территорию Ближнего Востока, паломники из Северо-Восточной Руси лишились возможности посещать Святую Землю. Те же, кто все же решался отправиться в Иерусалим, погибали.

Русские в Бари

Бари – это город-порт на берегу Адриатического моря, покровителем города считается Николай Чудотворец.

В X-XI века Бари был столицей южной Италии. Благодаря выгодному географическому положению в то время там располагалась резиденция наместника византийского императора.

Церковь Николая Чудотворца в Бари. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Церковь Николая Чудотворца в Бари. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В 1087 году барийские купцы, чтобы спасти от набегов мусульман хранившиеся в Турции мощи Николая Чудотворца, вывезли их оттуда и перенесли в Бари.

С тех пор Бари стал одним из самых почитаемых христианами центров паломничества, куда во все времени стремились попасть и россияне.

Первые русские паломники появляются здесь в XV веке. Так, в 1549 году Бари посетил монах Варлаам из Ростова Великого. А в 1698 году в Бари побывали стольник П. А. Толстой и граф Б. П. Шереметев. Кроме того, до Бари добрался и Алексей Петрович. Цесаревич побывал здесь в 1717 году.

Сложившаяся в России традиция паломничества является неотъемлемой частью духовной жизни народа.

Русские люди всегда находили возможность посетить Константинополь и Святую землю, несмотря на то, что после монгольского нашествия на Руси почти на 240 установилось иго. Не помешал развитию паломничества и османский «железный занавес».

Паломнические традиции были прерваны после революции, вследствие чего вплоть до конца 80-х гг. русские паломники были лишены возможности посещать главные христианские святыни. Ситуация улучшилась лишь после окончания «холодной войны».

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot