Сущность PR в бизнес-среде
PR в бизнес-среде или бизнес-PR – это целенаправленная деятельность, связанная с формированием общественного мнения, выстраиванием репутационной основы деятельности организации и управлением ее рыночной репутацией.
Проще говоря, это PR, реализуемые непосредственно в коммерческой сфере, то есть коммерческими организациями, основной целью которых выступает извлечение и максимизация прибыли.
Подобного рода PR, реализуемый в коммерческой среде, предназначен, в первую очередь, для обеспечения эффективного диалога между организацией и ее целевыми группами, выстраивания и поддержания ее должной рыночной репутации и формирования позитивного образа ее товаров (услуг) и ключевых работников.
С точки зрения процессного подхода бизнес-PR представляет собой непрерывную деятельность, включающую в себя определенную последовательность действий и акций, которые с одной стороны подчинены единой цели, а с другой – объединены единой долгосрочной программой.
На практике PR в коммерческой среде реализуется с использованием определенного инструментария. В общем виде он представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовый инструментарий PR в коммерческой среде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По большому счету PR, реализуемый в коммерческой среде, использует различные каналы коммуникации для создания определенного имиджа и выстраивания коммуникационного взаимодействия с целевыми аудиториями в выгодном для компании ключе. Чаще всего это достигается при помощи взаимодействия со средствами массовой информации, использования возможностей интернет-среды и реализацией социально-значимых инициатив.
Субъектами PR в коммерческой среде выступают предприятия, организации, фирмы, корпоративные структуры, а также специализированные PR-агентства. Именно они решают задачи, стоящие перед бизнес-PR.
Основополагающие цели и задачи бизнес-PR
В сфере маркетинга и рекламы перед PR в коммерческой среде выдвигают две базовые задачи. Рассмотри их более подробно.
Первая задача связана с установлением и поддержанием контактов, обеспечивающих необходимые уровень взаимопониманиям между так называемыми стратегическими «группами влияния». К последним, как правило, относят клиентов, акционеров и сотрудников компании. Все вместе они отражают базовые направления PR-деятельности современных бизнес-структур, от успешности реализации которых напрямую зависит успех любого бизнеса.
Вторая задача определяется содействием в продвижении товаров и услуг бизнес-организации к конкретной рыночной среде.
Решение этих двух задач призвано содействовать достижению главной цели бизнес- PR, которая заключается в формировании такой внутренней и внешней среды организации, которая была бы способна благоприятствовать успеху деятельности коммерческих структур и обеспечивать желаемое поведение этой самой среды по отношению к бизнесу. В конце концов, большая часть усилий PR-служб направлена либо на формирование общественного мнения в отношении организации, либо на убеждение целевых аудиторий к изменению их мнения в выгодном для бизнеса направлении.
Основной проблемой PR в коммерческой среде, как правило, выступает создание и поддержание позитивного имиджа организации. Решение этой задачи носит непрерывный и долгосрочный характер.
Прочие задачи бизнес-PR
Помимо базовых (основных) задач PR в коммерческой среде решает множество прочих (второстепенных) задач. Чаще всего подобного рода задачи связаны с:
- рыночным позиционированием в сознании потребителей организации, ее структурных подразделений, товаров, услуги и торговых марок;
- формированием и рыночным продвижением корпоративного имиджа организации, включая имиджи ее отдельных бизнес-подразделений, товаров, услуг, торговых марок и брендов;
- оперативным реагированием на непредвиденные позитивные и негативные изменения ситуации, складывающейся на рынке;
- нейтрализацией либо снижением маркетинговой эффективности конкурентов, компенсацией их тактических и стратегических преимуществ;
- планированием социальной активности и спонсорских акций компании;
- созданием доброжелательной атмосфер внутри компании;
- выстраиванием корпоративной культуры организации и пр.
Помимо прочего PR в бизнес-среде способствует обеспечению планомерной последовательной программы коммуникаций как общей части управления бизнесом и анализирует влияние социальной и экономической деятельности организации на широкую общественность.
В целом большая часть задач, стоящих перед PR в коммерческой среде носит коммуникационный либо социальный характер.
Решение обозначенных выше задач предопределяет саму сущность бизнес-PR и определяет его функциональное назначение. По большому счету он представляет собой то средство, при помощи которого бизнес стремится совершенствовать и расширять возможности для собственного функционирования и выстраивания желательной окружающей среды. Эффективный PR способствует прогрессивному развитию бизнеса, повышает показатели продаж и облегчает процессы адаптации компании к потребностям общества и требованиям, предъявляемым с его стороны.
Кроме того, не следует забывать, что PR-деятельность в коммерческой среде в основе своей реализации должна опираться на ряд принципов, таких как:
- открытость информации;
- ориентация на человека, уважение его индивидуальности;
- опора на объективные закономерности массового сознания и отношения между людьми, организациями, фирмами и общественностью;
- отказ от субъективизма и волюнтаристского подхода.
В конце концов, PR в бизнес-среде решает целый спектр функциональных задач, связанных не только с формированием имиджа и репутации, построением отношений с общественностью в широком ее понимании, но и с совершенствованием коммуникационных связей, разработкой стратегии и тактики действий, реализацией социально значимых инициатив и пр.