Основные виды PR деятельности
Известно, что первоначально деятельность в области связей с общественностью была направлена только на потребителей организации. PR кампании способствовали формированию известности предприятия и его торговых марок.
Сейчас объектами PR деятельности являются не только клиенты компании, но и потенциальные инвесторы и партнёры, представители власти и политические деятели и персонал самой организации.
Поэтому различают несколько разновидностей PR деятельности в зависимости от целей и направления:
- Работа с масс медиа
- Корпоративный PR (создание репутации предприятия)
- Кризис-менеджмент (разработка мер борьбы с кризисными ситуациями)
- Финансовый или инвестиционный PR (отношения с финансовыми организациями и инвесторами)
- Взаимодействие со структурами власти и местным населением (лоббизм и политический PR)
- Маркетинговый пиар (товарная пропаганда, поддержка сбыта)
- Внутренний PR
Обобщенно выделяют три виды PR деятельности:
- политический PR;
- торговый или маркетинговый PR;
- медиа PR
Политический пиар направлен на создание благоприятного имижда избирателей в период предвыборной кампании. Это довольно сложный процесс, который включает в себя несколько мероприятий:
- Разработка стратегии предвыборной кампании
- Проведение социологических исследований для определения отношения населения к кандидату
- Имиджевое сопровождение кандидатов
- Работа с общественными, благотворительными и др. организациями
- Привлечение СМИ
- Разработка агитационного материала.
Маркетинговый или торговый PR - это процесс планирования и исполнения программ , которые способствуют росту продаж и удовлетворению потребностей потребителей, а также формированию положительной репутации предприятия.
PR в маркетинге реализует следующие функции:
- проведение специальных PR акций, организация выставок и ярмарок;
- преставление пресс-релизов о новых товарах;
- создание программ стимулирования потребителей;
- анализ общественного мнения;
- мероприятия по формированию благоприятного имиджа.
Медиа PR - это PR в области средств массовой информации.
Взаимодействие со СМИ является основой PR деятельности. Это главный инструмент общения предприятий с общественностью и получения обратной связи.
Включает в себя:
- Написание и публикация материалов в печатных изданиях
- Подготовка информационных материалов для выступления на телевидении или радио
Особенности внешнего и внутреннего PR
Внешний PR – это создание привлекательного образа компании и улучшение отношений с общественностью.
Он направление на работу с внешней окружающей средой предприятия, а именно с целевой аудиторией (чаще всего с клиентами).
Внешний PR включает следующие мероприятия:
- Работа со СМИ (создание базы данных по СМИ, написание пресс-материалов, их рассылка и размещение, подготовка и проведение пресс-мероприятий, интервью и др.)
- Бизнес-коммуникации (составление календаря важных и значимых мероприятий, участие в специализированных выставках, форумах и др.)
- Интернет-коммуникации (разработка и реализация программ продвижения компании в Интернете)
- Репозиционирование и ребрендинг (изменения названия компании, ее ассортимента товаров и услуг, брендов, создание новой концепции компании, разработка представления в соответствии с ожиданиями и запросами потребителей).
Внутренний, или внутрикорпоративный PR – это создание доверительных и благоприятных отношений руководства предприятия с сотрудниками. Во внутреннем PR большое значение имеет корпоративная культура.
Основные составляющие внутрикорпоративного PR:
- эффективность системы взаимодействия подразделений и сотрудников в компании (обмен необходимой информацией на всех уровнях структуры предприятия, создания рабочих групп на проекты, вовлечение сотрудников в процесс принятия решений);
- мотивация деятельности (сотрудники должны быть ориентированы на достижение целей компании;
- сотрудники – главный нематериальный актив компании.