Специфика и сущность PR деятельности
В современных условиях грамотная и профессиональная PR деятельность является необходимым средством эффективной работы любого коммерческого предприятия. Постоянно меняющиеся потребности потребителей, перенасыщенность рынка товарами и услугами, появлением новых информационных технологий обуславливают значение PR.
Работа специалистов по связям с общественностью направлена на решение конкретных задач, которые должны отвечать достижению главной цели предприятия.
Основной целью PR деятельности является формирование благоприятных и взаимовыгодных отношений с общественностью и положительного образа компании в глазах целевой аудитории.
Независимо от сферы деятельности любое предприятие должно стремиться создавать такие отношения, которые способствовали бы эффективному взаимодействию с клиентами, потребителями и сотрудниками, а также формированию конкурентных преимуществ компании.
В настоящее время PR – это не просто функциональная область работы предприятия, это управленческая деятельность, построенная на принципах сотрудничества, взаимодействия и согласования интересов. В области управления связями с общественностью лежат два понятия: коммуникации и менеджмент.
PR – это управленческая деятельность, сущность которой составляет управление коммуникациями субъекта с его общественностью. С помощью инструментов PR осуществляется формирование положительного имиджа компании, а также получение общественного мнения целевой аудитории.
Связи с общественностью имеют следующую специфику:
- PR деятельность реализуется на основе взаимодействия. Главными технологиями данной работы являются двусторонние коммуникации (собрания, встречи, брифинги и т.д.), а также технологии, создающие основу коммуникаций (опросы, контент-анализ и т.д.);
- деятельность по связям с общественностью осуществляется через специальные структуры, которые являются так называемым посредником между организацией и общественностью. Это PR-отделы или службы.
- процесс взаимодействия компании и общественности позволяет в двустороннем порядке получать новые знания, которые позволять корректировать деятельность предприятия под потребности и запросы общественности.
Роль PR в системе маркетинга в компании
Уже не секрет, что предприятия испытают острую зависимость от общественности и необходимость установления с ее представителями доброжелательных отношений. Поэтому у руководства компаний возникает задача организации маркетинговой деятельности с учетом взаимодействия с общественностью.
PR является одним из инструментов комплекса маркетинговых коммуникаций, как и реклама, стимулирование сбыта и прямые продажи.
Связь маркетинга и PR заключается в том, что именно механизмы PR являются двигателями процесса продвижения товаров и услуг в условиях конкуренции, тем самым обеспечивая позитивный имидж компании.
Несмотря на то, что главная цель любого коммерческого предприятия – это получение прибыли, исключать необходимость применения инструментов и технологий по связям с общественностью по учету интересов и поведения потребителей не рекомендуют. Исследованиями в области изучения поведения и мнений потребителей маркетологи занимаются совместно с PR специалистами.
Основными функциями маркетинговых и PR служб являются:
- анализ общественного мнения;
- разработка и распространение пресс-релизов о поступлении новых товаров на рынок;
- организация программ по стимулированию связей с потребителями;
- разработка программ по стимулированию продвижения корпоративных продуктов и услуг;
- информирование через СМИ о специальных PR акциях, мероприятий и выставок;
- подготовка публичных выступлений специалистов предприятия;
- формирование положительной репутации организации.
Несмотря на различия между PR и другими элементами комплекса маркетинговых коммуникаций, нельзя их разделять. Они все в той или иной степени формируют образ компании, товара или бренда. Любые мероприятия по стимулированию сбыта или рекламные акции способствуют общественного мнения.
Интегрированный подход к разработке стратегии и тактики маркетинга и маркетинговых коммуникаций, постоянные исследования рынка силами PR подразделений, способны выполнить поставленные задачи по реализации товаров и услуг и обеспечить позитивное восприятие в глазах общественности.
Только комплексный подход к разработке стратегии и тактики маркетинговых коммуникаций и обязательный мониторинг рынка силами службы PR с внесением оперативных корректив, работающих на обеспечение позитивного восприятия фирмы в целом, способны обеспечить выполнение поставленных задач по эффективному сбыту ее товаров и услуг.
Сущность связей с общественностью в менеджменте организации
Современная деятельность по связям с общественностью давно вышла за пределы маркетинга и стала самостоятельной функцией управления.
Основными направлениями работы PR специалистов в компании являются работа с внешней общественностью, в которую входят клиенты, партнеры, конкуренты, органы государственной власти и т. д., а также работа с внутренней общественностью, т.е. персоналом фирмы
Второе направление и обуславливает фундаментальную роль PR в системе менеджмента. Соответственно в работе PR-подразделения различают управление внешними и внутренними коммуникациями.
Все усилия связей с общественностью в системе менеджмента направлены главным образом на развитие внутрифирменных коммуникаций с персоналом и руководством предприятия.
В работе с персоналом PR отдел выполняет следующие функции:
- консультирование руководства по результатам исследования проблем у персонала компании и участие в управлении для создания доверительных и взаимовыгодных отношений между топ-менеджментом и сотрудниками;
- разработка системы информированности персонала на разных структурных уровнях;
- разработка мер по мониторингу и решению конфликтных ситуаций;
- организация корпоративных мероприятий и развлечений для сотрудников и членов их семей для большего сплочения коллектива;
- организация моральных и материальных поощрений сотрудников.
В работе с руководством служба PR организует консультации по вопросам формирования политики компании, осуществляет имиджмейкинг генерального директора, подготавливает сообщения для публичного выступления и обучает основам работы с аудиторией.