Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стили и принципы самопрезентации

Основные стили самопрезентации по А. Шутц

В процессе коммуникации особое значение имеет и самопрезентации участвующих в ней лиц. При этом можно выделять ее различные стили. Отличие между ними определяется стремлением вступающего получить социальное одобрение от собеседника или публики, а также его желанием проявить собственную активность или наоборот пассивно участвовать в ней.

Исследователь А. Шутц выделила 4 стиля: ассертивный; агрессивный; защитный; оправдывающийся. Они создаются двумя противоположными координатами (см. рис.1.)

Проявление стилей самопрезентации в зависимости от выраженности активности – пассивности и стремления получить социальное одобрение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Проявление стилей самопрезентации в зависимости от выраженности активности – пассивности и стремления получить социальное одобрение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ассертивность — это спосбсность защищать свои интересы и цели, при этом уважать и других людей.. Этот стиль отличается от агрессивности осознанностью, а именно умением контролировать себя во время агрессии и находить ответную реакцию на раздражитель.

При агрессивной самопрезентации применяется соответственно агрессивный способ представления образа. В отличие от ассептивного, этому стилю свойства большая активность. Субъекты, которые его используют, желают доминировать и выглядеть положительным героем. Агрессивный стиль реализуется через некоторые способы:

  • задействование принижающих оппонента оценок и сравнений;
  • ирония, критические суждения, в том числе в адрес критикующего;
  • ограничение темы дискуссии, направленное на изменение предметов обсуждения.

Защитная самопрезентация – это пассивное стремление уклоняться от отрицательного впечатления. Люди, которые придерживаются этого стиля, стараются избегать конфликтных и смущающихся ситуаций. Это приводит иногда к отказу от формирования положительного впечатления и укрепления самооценки. Обычно такие индивидуумы не любят привлекать к себе внимание, афишировать свои способности и стремятся к минимум социального взаимодействия.

«Стили и принципы самопрезентации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Самопрезентация оправдания осуществляется определенных тактик. Это такие, как: отрицание («ничего страшного не случилось»); переиначивание («все было не так, как вы думаете»); диссоциация («это не я»); извинение и оправдание («я не мог ничего сделать», «так надо было поступить»); уступка, предполагающая принятие всей ответственности за негативные события; демонстрация раскаяния, обещание, что подобные действия больше не повторятся.

Типы стилей самопрезентации по И. Джонсу

Еще один ученый И. Джонс выделил свою классификацию стилей самопрезентации:

Стили самопрезентации по И. Джонсу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Стили самопрезентации по И. Джонсу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Запугивание применяется людьми, которые обладают определенной властью, полномочиями лишить других людей каких-нибудь благ, изменить условия их жизни. Субъекты, использующие это стиль самопрезентации, обычно угрожают собеседнику или аудитории, чтобы добиться определенных действий.

Стиль «ориентация на пример» или «образцовое поведение» - это показ моральных преимуществ выступающего. Он реализуется с помощью следующими способами: самоотречение, пренебрежение собственными интересами, борьба за «правое дело», оказание помощи.

Те люди, которые не владеют большой властью, применяют стиль просительства. Они, как правило, показываю свою беспомощность, и просят помощи у публики.

В рамках стиля инграциации (забота о привлекательности собственных личностных качеств с целью, оказать влияние на другого человека) применяют следующие тактики:

  • положительные высказывания субъекта о самом себе;
  • восхваление выступающей личности с помощью комплиментов, подхалимства и позитивной поддержки;
  • демонстрирование интереса к этому субъекту;
  • комфортность по отношению к нему;
  • оказание каких либо услуг.
Замечание 1

Реализация каждого стиля самопрезентации связана с определенным риском для выступающего субъекта. Использование запугивания или просительства может неправильно восприняться аудиторией, и самопредставление личности потерпит неудачу.

Принципы успешной самопрезентации

Важной составляющей процесса общения считается самопрезентация. Любой человек стремится поддать себя с лучшей стороны, сформировать благоприятное впечатление о себе у окружающих.

Замечание 2

Существует мнение, что самопредставление или самоподача – это сознательное мероприятие и ее основная цель – это ввести собеседника в заблуждение («пусть пыль в глаза»). Но имеет место и неосознанная самопрезентация.

В любом случае самой популярным принципом самопрезентации является принцип привлекательности. Субъект старается показать свое хорошее отношение своему коммуникационному партнеру (собеседнику). Применяя данную тактику, персона может рассчитывать на успех своей самоподачи.

Различают следующие способы создания привлекательного образа:

  • выражение симпатии собеседнику;
  • поиски сходства;
  • работа над своей внешней привлекательностью;
  • показ своей скромности.

Способами показать, что собеседник нравится, являются комплименты, похвала, поддержка или предложение дать совет (оказать помощь). Ответной положительной реакцией партнера по общению может быть улыбка, одобряющий взгляд или кивок головой. Невербальные знаки внимания в этом случае играют значительную роль, чем вербальные.

Люди неосознанно находят расположение тех людей, с которыми они схожи сами или напоминают их родных и близких. Это может внешнее сходство или в манере поведения, наличии общих интересов. Успех самопрезентации зависит от умения выражать согласие с мыслями или идеями собеседника, изменять свое отношение к определенным вопросам.

Не стоит забывать и о внешнем облике. Привлекательные люди больше вызывают симпатию. Им доверяют, и их самопрезентация будет успешной.

Скромные люди вызывают симпатию и больше доверия, чем те, кто хвалится своими успехами. Но существует некоторый риск, что незнающие субъекта люди отмечают скромность как неуверенность в себе и отсутствие способностей.

Кроме принципа привлекательности, используют и саморекламу. Она имеет место, когда субъект стремится выглядеть профессионалом своего дела и достойным подражания в глазах аудитории. Основная задача саморекламы – это завоевание уважения у окружающих.

И последний принцип – это использование слабости в своем поведении, чтобы вызвать у окружающих чувство сострадания и жалости. Такая самопрезентация иногда работает, так люди склонны к сочувствию и сопереживанию.

Но в любом случае субъект обязан быть искренним, излагать только правдивую информацию, использовать положительные невербальные элементы коммуникации (улыбка), иметь опрятный и соответствующий мероприятию внешний вид.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 08.02.2018
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot