Сущность и основы рекламного рынка Китая
Рекламный рынок Китая – это место взаимодействия китайских производителей рекламных продуктов, рекламодателей и распространителей рекламы.
По динамике своего развития китайский рынок рекламы ничем не уступает рекламным рынкам стран Запада. Годовые объемы прибыли местных рекламных компаний достигают отметки в сотню миллиардов долларов США. Тем не менее, китайская PR-индустрия по-прежнему считается малоразвитой, причем, как в количественном, так и в качественном отношении.
В настоящее время наиболее популярными объектами рыночного продвижения посредством рекламы в Китае остаются продукты быстрого питания, газировки и слабоалкогольные напитки. Сигареты, табачные изделия и некоторые другие товары по закону не могут выступать объектом рекламы. Также довольно часто можно встретить рекламу всевозможной компьютерной, мобильной и иной электронной техники.
Отличительные особенности и специфика рекламного рынка Китая
Рекламный рынок Китая имеет свою особую специфику, существенно отличающую его от рынка рекламы западных стран. Эта специфика определяется множеством различных факторов, включая вековые традиции и современные реалии, особенности менталитета и образ жизни китайцев. В чем же она заключается?
Прежде всего, необходимо отметить, что рынок китайской рекламы, как и другие «стратегические» сферы жизни, находится под строгим контролем со стороны правительства. Китайские рекламодатели, рекламные агентства, производители и исполнители рекламы несут серьезную ответственность за качество производимой ими рекламной продукции, подбор используемых в рекламе образов и сюжетов. Продвижение поддельных и низкопробных товаров влечет за собой серьезное наказание (в некоторых случаях – вплоть до тюремного заключения), которое может затрагивать не только самих рекламщиков и производителей рекламы, но и даже актеров, снимающихся в рекламных роликах.
К числу прочих отличительных особенностей современного рекламного рынка Китая могут быть отнесены:
- высокая фрагментированность рынка рекламы;
- политизированность рекламного сектора экономики.
Помимо прочего, следует понимать, что население Китая, выступающее непосредственными потребителями рекламы, отличается неоднородностью и высокой плотностью. Именно поэтому в Китае процветает реклама, учитывающая нюансы и потребности конкретного региона, в котором размещается реклама. Рекламная кампания, выпущенная с охватом всей страны, не будет иметь эффективности.
Для того чтобы лучше понять специфику рекламного рынка Китая, следует обратиться к его основным компонентам.
Ключевые составляющие рекламного рынка Китая
Рекламный рынок Китая, как и рекламный рынок любой другой страны, состоит из определенных субъектов, иначе именуемых участниками рынка. К ним относятся:
- рекламодатели, выступающие инициаторами рекламного процесса;
- рекламопроизводители, создающие предложение на рекламные услуги и оказывающие их по заказу рекламодателей;
- рекламораспространители, распространяющие оплаченную рекламную информацию посредством использования тех или иных рекламоносителей;
- потребители рекламы, являющиеся получателями рекламной информации.
Каждый из них играет на рынке рекламы свою роль.
Основные составляющие китайского рынка рекламы в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Базовые составляющие рекламного рынка Китая. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Наиболее дорогой и популярной в Китае рекламой является наружная реклама, представленная всевозможными видами световой, щитовой и бумажной рекламы, объявлениями на транспорте и в метро, растяжками и «живыми» стендами на людях. Обилие «наружки» считается визитной карточкой любого чайна-тауна, не говоря уже о китайских городах. Большая часть информации, размещаемой в виде наружной рекламы, отличается качественным оформлением, исполненном на профессиональном уровне. В то же время ее высокая плотность далеко не лучшим образом сказывается на ее эффективности.
Высокую популярность на рекламном рынке Китая по-прежнему имеет реклама, размещаемая в печатных изданиях. Современные реалии китайской жизни таковы, что большая часть печатных изданий здесь имеет политическую направленность. В то же время периодику все выписывают и читают в добровольно-принудительном порядке. Соответственно, реклама, размещенная в серьезном издании, может оказаться довольно эффективной, нужно лишь правильно определить, что именно китайцы считают «серьезным изданием».
Совсем по-другому дела обстоят с отраслевыми печатными изданиями. Считается, что размещение рекламы об узкопрофильном продукте в специализированных изданиях окажется максимально прицельным и эффективным. Вообще, на рекламном рынке Китая принято считать, что реклама в печатном виде выглядит более солидно и внушает большее доверие. Все потому, что реклама в китайских СМИ воспринимается людьми как информация от официальных органов, к которым китайские граждане питают особой уважение.
Довольно широкое распространение на китайском рынке рекламы получило распространение рекламных изданий, приуроченных к определенному событию, а также посвященных определенной компании или группе предприятий.
Весьма эффективной, но в то же время дорогой считается реклама на радио и телевидении. В этом секторе рекламного рынка Китая отмечается довольно острая конкуренция. Весь рекламный контент, размещаемый на телевидении, включая длительность и порядок рекламных блоков, а также содержание бегущих строк подлежит жесткому контролю со стороны властей. Радио-реклама регулируется менее жестко.
Основная роль на рекламном рынке Китая сегодня отводится интернет-рекламе. Охват рекламы в Чинете достигает отметки в 500 млн. В основном это поисковая контекстная реклама и баннеры.
Наименее эффективным инструментом продвижения на рекламном рынке Китая считается информационная реклама.
Все рассмотренные нами выше сектора рекламного бизнеса в Китае подчиняются определённым правилам, основанным на положениях закона о рекламе, который здесь не просто существует на бумаге, а реально работает.