Сущность рекламного законодательства
Рекламное законодательство (или законодательство о рекламе) – это совокупность различных нормативно-правовых актов, являющихся источниками права и содержащих в себе правовые нормы, которые регулируют порядок установления и реализации отношения в рекламной сфере.
Фундаментальной основой рекламного законодательства в нашей стране выступает совокупность норм (нормативный массив) и иных средств частного права, призванных регулировать рекламный оборот.
На практике рекламное законодательство включает в себя не только непосредственно сами законы, но и подзаконные нормативно-правовые акты, постановления и иные документы, имеющие юридическую силу и принимаемые уполномоченными на то органами государственной власти. Его основной целью считается регламентирования рекламной деятельности на территории страны, то есть на национальном уровне.
Основными характеристиками рекламного законодательства выступают:
- предмет его регулирования;
- сфера его действия.
Предметом регулирования рекламного законодательства выступают общественные отношения, связанные с рекламной деятельностью. Под рекламной деятельностью, в свою очередь, понимаются процессы и отношения, возникающие в ходе производства, размещения и распространение рекламы на рынках товаров, работ и услуг.
Сфера действия рекламного законодательства в РФ определяется границами его применения. Действующее в России законодательство о рекламе применимо к отношениям в рекламной среде, независимо от места производства рекламы в том случае, если ее распространение осуществляется на территории нашей страны. Таким образом, в российское рекламное законодательство регламентирует все рекламные отношения, осуществляемые в пределах государства даже в том случае, если создана реклама была за пределами страны.
Нормативно-правовая база регулирования рекламной деятельности в России
Основные документы, на государственном уровне прямо или косвенно регламентирующие рекламную деятельность в Российской Федерации в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Нормативно-правовая база регулирования рекламной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Согласно действующим на территории Российской Федерации нормам права рекламное законодательство следует относить к федеральному ведению. Соответственно к нему не могут быть отнесены нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Исключение в данном случае составляют лишь те нормативно-правовые акты, которые регулируют вопросы рекламной деятельности на региональном и местном уровнях. В частности, это касается, размещения наружной рекламы.
Так или иначе, нормативно-правовые акты, формирующие рекламное законодательство, относятся к сфере рекламного права и выполняют определенные функции. К подобного рода функциям относятся:
- охранительная функция;
- регулятивная функция;
- организационная функция;
- воспитательная функция.
Каждая из них имеет свои особенности. Охранительная функция сводится к предотвращению и пресечению ненадлежащей рекламы, а также защите участников рекламного рынка от недобросовестной конкуренции. Регулятивная функция опирается на регулирование и упорядочивание отношений в рекламной среде. Организационная и воспитательная функции свое отражение находят в создании условий, способствующих эффективному решению социальных, экономических и общественно политических задач при помощи рекламы.
Федеральный закон «О рекламе» как основа рекламного законодательства Российской Федерации
Основополагающая роль в рекламном законодательстве Российской Федерации отводит соответствующему федеральному закону «О рекламе». Будучи принятым в 1995 году данный документ неоднократно пересматривался, на регулярной основе в него вносятся соответствующие поправки. Регулируя сферу рекламной деятельности, его действие не распространяется на рекламу политического характера, а также объявления физических лиц, не имеющие отношения к предпринимательской деятельности.
В федеральном законе «О рекламе» свое отражение находят нормы права, регламентирующие само понятие рекламы и деятельности, с ней связанной, определяющие субъектов рекламных отношений, их права и обязанности, устанавливающие требования, предъявляемые к рекламе, и запреты с ней связанные и др.
Как известно, регулирование рекламной деятельности осуществляется на трех уровнях – государственном уровне, уровне общественных объединений и организаций, а также локальном уровне самих участников рекламного рынка (саморегулирование). Так вот, основой всех трех уровней регламентирования рекламы как раз и выступает выше описанный закон. Не зря его считают основным (но не единственным!) нормативно-правовым актом в сфере рекламного законодательства.
Прочие нормативно-правовые акты, регламентирующие рекламную деятельность
Помимо закона «О рекламе» деятельность субъектов рекламного рынка регламентируется иными нормативно-правовыми актами. Это и Конституция, и Гражданский кодекс, и закон «О защите прав потребителей», и закон «О защите конкуренции», Госстандарт о правилах размещения наружной рекламы, и Постановление о Федеральной антимонопольной службе, и многое другое.
Подобного рода документы в части, регулирующей те или иные стороны рекламной деятельности, либо опираются на закон «О рекламе», либо, как минимум, не противоречат ему. Отдельные документы, такие, например, как Гражданский кодекс, определяют правоотношения между участниками рекламного процесса. Другие регламентируют порядок и правила размещения рекламы. Третьи и вовсе описывают сферу контроля за деятельностью участников рынка рекламы.
Так или иначе, все эти нормативно-правовые акты дополняют общую сферу законодательства о рекламе. Со временем их положения пересматриваются, в некоторые из них вносятся необходимые коррективы. Однако их соблюдение также является обязательным для участников рекламного процесса.