Основные направления исследования эффективности рекламы
Любое коммерческое предприятие функционирует и принимает решения в условиях неопределенности внешней среды и риска. Рекламная деятельность не исключение. Поэтому необходимо проводить маркетинговое исследование рекламы.
Непосредственно перед разработкой рекламных проектов возникают вопросы правильности выбора целевой аудитории, определения запросов и желаний потребителей, окажет ли реклама влияние на сознание покупателей и как убедить их совершить покупку. Все эти вопросы можно решить с помощью проведения маркетинговых исследований рекламы и ее эффективности.
Различают следующие направления изучения эффективности рекламы:
- Исследование эффективности, доступности и известности отдельных рекламных носителей или средств рекламы.
- Изучение эффективности рекламной политики компании в целом (исследование осведомленности об организации и ее продукции по результатам проведения рекламных акций и мероприятий за определенный период времени).
- Анализ эффективности отдельных рекламных кампаний (часто проводится сна основе экспериментов). Выбирается контрольный и опытный район. В первом случае реклама отсутствует на выбранный объект исследования, во втором – осуществляются рекламные мероприятия. Проводится сравнительный анализ двух целевых аудиторий и оценивается степень влияния рекламы на осуществление покупки рекламируемого товара.
- Изучение эффективности влияния рекламного сообщения на аудиторию, степени его воздействия на поведение людей.
- Изучение синергетического эффекта от интеграции нескольких носителей и рекламы.
Методы анализа эффективности рекламной деятельности компании
Исследования эффективности рекламы, как правило, направлены на повышение результативности проведения рекламных кампаний, снижения риска их осуществления и рационализацию использования финансовых средств.
Получить сведения об эффективности рекламных мероприятий можно с помощью следующих методов:
- Сбор и анализ статистических данных.
- Проведение социологических опросов.
- Проведение фокус-групп до и после рекламных акций.
- Анализ динамики продаж в течение всей рекламной кампании.
Исследование эффективности рекламы можно разделить на две составляющие:
- Анализ экономической эффективности рекламы
- Исследование коммуникативной (психологической) эффективности рекламы
Экономическая эффективность рекламы определяется путем применения количественных методов исследования. Она рассчитывается как соотношение между результатом, полученным от рекламы, и инвестициями на ее реализацию за определенный период
Основная формула – это расчёт рентабельности:
$R = P / U ·100%$, где:
- $R$ - рентабельность рекламной кампании;
- $P$ - прибыль, полученная от рекламных мероприятий;
- $U$ - расходы на рекламу.
Основных критерием изучения экономической эффективности рекламы является объем продаж товаров или услуг. Его нужно оценивать до, во время и после проведения рекламной кампании. Он позволяет сделать выводы о том, какой вклад в развитие товарооборота компании сделали проведенные рекламные мероприятия.
В любом случае не стоит забывать о существовании ряда факторов, которые помимо рекламы оказывают значительное влияние на динамику товарооборота и поэтому их нужно учитывать при разработке и оценке эффективности рекламной кампании:
- Отсутствие реакции потребителей
- Сезонные колебания
- Изменение конъюнктуры рынка и др.
Коммуникативная эффективность рекламы оценивается качественными методами (экспертные опросы, наблюдения, фокус-группы и др).
Основными критериями оценки психологической эффективности рекламы являются следующие:
- Охват аудитории - число людей, которые видели, слышали или читали рекламное сообщение.
- Запоминаемость. Данный показатель зависит от качества исполнения рекламы и частоты ее предъявления аудитории, а также от психологических характеристик каждого потребителя.
- Понимание – изучение степени понимания содержания и смысла сообщения потребителями.
Проведенные исследования дают положительные результаты только при совместном изучении экономической и коммуникационной эффективности рекламной деятельности компании.