Развитие общественных отношений и политических PR в США в первой половине XIX века
Общественные отношения – это различного рода формы социальных связей, возникающие между группами и внутри них в процессе социального взаимодействия, а также опосредованные ролями и положением людей в обществе.
Суть общественных отношений в общем виде представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Сущность и содержание общественных отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
XIX столетие стало переломным моментов в истории развития общественных отношений в США. В 1807 году Томас Джеферсон в ходе обращения к конгрессу впервые употребил данный термин, заменяя им выражение «состояние мысли». Если до этого подобная деятельность проводилась стихийно и, в большинстве случаев, сводилась в основном к обмену информацией, то уроки революции убедили народ и власть в важности и весомости общественного мнения, способно сыграть весьма положительную роль, если им грамотно управлять.
В результате выстраивание общественных отношений превратилось в сферу целенаправленной самостоятельной деятельности. Более того, появились специалисты и целые учреждения, проводившие ее на постоянной основе. Именно с этого времени можно вести отсчет официальной истории связей с общественностью.
Отличительная особенность развития связей с общественностью в первой трети XIX столетия заключается в ее профессионализации. В этот период появились отдельные специалисты и целые организации, ответственные за формирование общественного мнения. Прежде всего, эти процессы затронули органы власти.
В результате бурного развития газетного дела появились сотни и даже тысячи изданий различной специализации, политической направленности и стоимости. В результате возникла потребность в специалистах, способных оказать потребителям помощь в том, чтобы сориентироваться во всем этом многообразии прессы и выбрать именно те газеты, которые наилучшим образом способствовали формированию контактов с обществом.
В период между 1820-1830 годами появились профессиональные коммуникаторы и в деловой среде. Предшественниками современных «пиарщиков» стали пресс-агенты, то есть лица, которые выступали в роли посредников между заинтересованными в рекламе и рекламистами (прежде всего – газетами). Нередко такие пресс-агенты начинали свою карьеру с журналистов, а потому были хорошо знакомы со спецификой работы средств массовой информации. Стоит отметить, что они стремились к обеспечению известности не только тем организациям и учреждениям, на которые работали, но и себе самим. Их широкая публичная известность и упоминание их имен в прессе считались гарантией того, что в будущем данный специалист будет востребован и сможет запрашивать за свои услуги солидное вознаграждение.
В 1841 году в США было создано первое полноценное рекламное агентство, основной специализацией которого выступало оказание рекламодателям посреднических услуг в отношениях со СМИ. В комплекс предлагаемых ими услуг также входили:
- написание рекламных текстов;
- покупка рекламных площадей в прессе.
Развитие общественных отношений и политических PR в США во второй половине XIX века
Официальные структуры по связям с общественностью продолжили свое развитие и в середине XIX века. В этот период они активно развивались как в государственных, так и в частных структурах. Свидетельством признания необходимости постоянной работы заведений с общественностью стало появление в 1868 году в одном из американских цирков штатной должности пресс-агента.
Определенные подвижки начались и в тех структурах, которые еще не были готовы к введению штатных единиц пресс-агентов. Так, Американская медицинская ассоциация в 1855 году рекомендовала своему секретарю подготавливать материалы о деятельности ассоциации и ее результатах с целью ее последующего опубликования в прессе.
Не менее важные перемены социальных коммуникаций происходили и непосредственно в сфере политики. Так, А. Линкольн, президент США, во время войны между Севером и Югом (1861-1865 гг.) назначил на должность специального секретаря, осуществлявшего контакты с прессой и организовывающего встречи между журналистами и президентом. Для проведения письменной и устной агитации в пользу военного займа, который объявило правительство США в период Гражданской войны, были специально наняты агенты и СМИ.
Во второй половине XIX века в США были сформированы первые лоббистские организации. В особый институт лоббизм был оформлен в 1860-м году, при появлении в Конгрессе США профильных комитетов, состоявших из представителей крупных коммерческих объединений и организаций, выступавших в качестве своеобразных консультантов и старавшихся убедить членов Конгресса в принятии решений, выгодных их компаниям.
В целом справедливо говорить о том, что в XIX веке в США были четко обозначены тенденции выделения связей с общественностью в самостоятельную деятельность. Существенной частью всех сфер деятельности (общественной, коммерческой, политической и государственной) стала забота о:
- своей репутации и позитивном имидже;
- благоприятном отношении со стороны общества.
Сам процесс построения имиджа, равно как и анализ общественного мнения, изучение и формирование стереотипов стали весьма престижным занятием, а специалисты, работающие в этой сфере, превратились в довольно заметных и влиятельных персон.
Так или иначе, основной предпосылкой для развития государственных и политических PR в США XIX века стал кризис, возникший во взаимоотношениях между властью и обществом. Его результатом стало обширное распространение политической прессы. В информационной среде администрация американских президентов вела весьма активную деятельность. Независимые СМИ стали внимательно следить за событиями, происходящими на политической арене и оперативно отражать их в своих сообщениях.
К концу XIX века наличие в штате государственных и политических структур специалистов и специальных отделов по связям с прессой и общественностью, до этого времени считавшееся исключением, стало превращаться в нормы. То же самое касалось и информирования общественности о работе этих учреждения.