Философия PR деятельности в организации
Известно, что основой PR деятельности является общественное мнение, с которым компания работает, внедряя в сознание общественности ту или иную идею или концепцию.
В философии связей с общественностью выделяют несколько таких идей:
- ограниченная или локальная идея;
- всеобщая идея;
- условная;
- безусловная.
Первая идея требует доказательства своей состоятельности для большинства людей, поэтому коммерческие PR и используют их для манипулирования общественностью.
Когда компании прилагают определенные усилия для возвышения локальной идеи, она переходит в разряд всеобщей. Эта идея уже принимается большинством аудитории как аксиома. Специалисты по связям с общественностью убеждают потребителя принять решение в пользу их компании и производимой ею продукции, тем самым заставляют поверить в превосходство данной идеи над другими.
Следующая идея, которую продвигает PR – это условная идея. Примером является государство. Фундаментальной задачей системы государственной пропаганды является расширение числа лояльных и довольных граждан. Государственные связи с общественностью внушают людям, что если ты предан своей стране, ее существующей политической и экономической системе, то будешь счастлив и доволен своей жизнью.
Государство методами убеждения стремится увеличить число последователей своих идей и установок в ущерб другим. Но это вызывает только недовольство граждан, которые перестают доверять проводимой политике государства. Поэтому можно сказать, что одним из недостатков современного российского PR является серьезные упущения в области развития государственного PR.
Безусловные идеи – это те, которые даны от природы. Об их необходимости или целесообразности никто не задумывается. Это солнце, небо, земля, трава, деревья, цветы, здоровье и т.п.
Следует отметить, что любая условная идея стремится занять в массовом сознании позицию поближе к одной из безусловных идей, а лучше всего слиться с ней в одно целое.
Основополагающие принципы связей с общественностью
PR-cпециалисты являются связующим звеном между предприятием и его общественностью. Поэтому в их обязанности входит исследование общественного мнения и отношения к организации и использование полученных данных в своей работе. При этом необходимо создавать гармоничные отношениями и с персоналом, и с целевой аудиторией компании.
Отсюда и вытекает основополагающий принцип PR деятельности, который заключается в том, что предприятие не сможет хорошо выглядеть в глазах общественности, если собственные сотрудники негативно к ней относятся.
Соответственно, перед разработкой и реализацией любой PR кампании, менеджмент организации обязан поднять свою репутацию в глазах персонала, создавая благоприятные условия для их деятельности.
Итак, основными принципами деятельности по связям с общественностью являются следующие:
- PR ориентирован на обеспечение взаимной пользы и выгоды для организации и общественности, при этом основное внимание уделяется интересам последних;
- связи с общественностью имеют дело с реальной действительностью и фактами, основой их успешной политики является честность, правдивость и открытость при работе с общественностью и средствами массовой информации;
- PR специалисты обязаны быть эффективными коммуникаторами, осуществлять двусторонние коммуникации до тех пор, пока не будет получено взаимопонимание;
- сотрудники PR подразделений и служб обязаны хорошо знать мнения и отношения различных групп общественности, применять научные методы исследования общественного мнения;
- PR специалисты не должны полагаться на свою интуицию, а делать выводы на основе методологии социальных наук (социология, психология, политология);
- необходимость привлечение разработок из смежных дисциплин, их адаптация под условия PR деятельности, т.е. применение междисциплинарного подхода;
- специалисты PR служб обязаны заранее объяснять содержание проблем общественности, пока они не переросли в кризис;
- работа сотрудников подразделений по связям с общественностью должна осуществляться на основе этических и моральных норм поведения в обществе.
Обобщая вышесказанное, можно выделить три основополагающих принципа PR деятельности. Это правдивость, полная информированность и компромисс.
Принципы PR по теории Сэма Блэка и В.Моисеева
Многие российские и зарубежные теоретики и практики в сфере связей с общественностью выделят свои принципы работы PR специалистов.
Практическая деятельность в области PR предоставляет богатейший материал для обсуждения и получения отличных знаний и умений. Принципы PR прежде чем попасть в одноименные учебники, были синтезированы на практике.
Авторитетный PR специалист Сэм Блэк сформулировал следующие принципы работы сотрудников служб по связям с общественностью:
- необходимо настаивать на получении полной и правдивой информации;
- сообщение должно быть простым и понятным;
- не рекомендуется увеличивать цену за услугу;
- не забывать, что половина целевой аудитории – представители женского пола;
- общение должно быть не принужденным и увлекательным;
- форма общения не должна быть слишком замысловатой;
- выяснение общественного мнения до получения нужного результата;
- важные параметры общения: его непрерывность и изучение общественного мнения, не жалея времени;
- необходимо быть убедительным и общаться с чувством, с током и расстановкой.
Российские эксперты по связям с общественностью приводят принципы PR в другой плоскости исследования, основываясь главным образом на идеях и теориях политического PR.
В.Моисеев предложил 4 принципа, которым должны следовать специалисты по связям с общественностью.
Во-первых, это принцип демократии согласно которому субъекты общественных отношений обладают равными правами и обязанностями и строят взаимоотношения с общественностью на основе согласования интересов и в форме «общественного договора».
Во-вторых, из демократических основ существования PR вытекает принцип альтернативности. Он подразумевает формирование открытого общества, способного приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды и побуждать к преобразованиям в экономической и политической системах.
В-третьих, важным принципом является гражданское согласие. Специалисты по связям с общественностью должны стоить свою деятельность и в условиях конфликтов, искать пути их разрешения и компромиссов с общественностью.
И последний принцип технологичности, который заключается в применении различных PR технологий для освоения предмета PR деятельности. Они должны не только упрощать работу специалистов, но способствовать эффективному налаживанию связей с общественностью.