Понятие и сущность PR-общественности коммерческой организации
PR-общественность коммерческой организации – это совокупность заинтересованных сторон, в той или иной степени оказывающих влияние на деятельность коммерческой организации и ее результаты.
Под коммерческими организациями принято понимать бизнес-структуры, оформленные на законодательном уровне в качестве юридического лица и преследующие своей основной целью извлечение и максимизацию прибыли. Как правило, коммерческие организации относятся к базовым субъектам бизнес-среды. PR-деятельность, ими реализуемая, относится к бизнес-PR.
Бизнес-PR представляет собой ни что иной, как PR-деятельность, реализуемую в коммерческой среде, то есть в сфере функционирования бизнес-структур. Его главной задачей выступает создание такой среды (внешней и внутренней), которая способна благоприятствовать развитию бизнеса и повышению результативности деятельности коммерческой организации. Для этого бизнес должен выстраивать эффективные коммуникации с различными группами заинтересованных сторон. Эти самые группы заинтересованных сторон как раз-таки и представляют PR-общественность коммерческой организации.
В общем смысле целевую общественность в бизнес-PR определяют как элемент широкой общественности, ценности и интересы которого, так или иначе, связаны с рыночной либо иной, имеющей публичный статус, деятельностью субъектов PR. Иначе ее называют PR-общественностью коммерческой организации.
К субъектам PR в коммерческой среде обычно причисляют предприятия, организации, фирмы, а также специализированные PR-агентства, реализующие функции и решающие задачи бизнес-PR.
В ряде работ понятие PR-общественности заменяется понятием целевой аудитории или целевой группы бизнес-PR. Так или иначе, к PR-общественности относят стейкхолдеров, имеющих прямые или опосредованные связи с бизнес-структурой организации, предъявляющие к ее деятельности и результатам этой деятельности определенные требования и ожидания. Их мнение и отношение к бизнесу в той или иной форме оказывает влияние на деятельность компании и ее результаты.
Условно все группы стейкхолдеров делятся на два типа:
- внешние заинтересованные стороны;
- внутренние стейкхолдеры.
Каждая из групп по-своему важна. Рассмотрим их более подробно.
Составные элементы PR-общественности коммерческой организации
Традиционно эксперты в составе PR-общественности выделяют порядка восьми структурных элементов. В общем виде они отражены на рисунке 1. Рассмотрим их подробнее.
Рисунок 1. Состав PR-общественности коммерческих организаций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждая из восьми групп стейкхолдеров имеет свои интересы в отношении бизнеса и оказывает свое влияние на его результаты и возможности развития.
Под обществом в целом понимается непосредственно то сообщество, которое состоит из людей, проживающих неподалеку от самой организации (ее месторасположения) либо тех, кого деятельность организации, так или иначе, затрагивает.
Персонал включает в себя всех работников организации, включая как рядовых сотрудников, так и менеджеров среднего и высшего звена. Также к данной группе относятся организации, их объединяющие (например, профсоюзы).
Важную роль в PR-среде коммерческих организаций играют потребители – текущие, прошлые и даже будущие. Именно на удовлетворение их потребностей и завоевание их лояльности направлена вся деятельность коммерческих структур.
Не менее важны для бизнеса и поставщики, обеспечивающие организацию всем необходимым сырьем, материалами, оборудованием и прочими средствами, необходимыми для реализации ее коммерческой деятельности. К данной категории не относятся лишь поставщики финансовых услуг.
Рыночные посредники способствуют реализации деятельности коммерческих структур и сбыту их продукции. Категория рыночных посредников включает в себя торговых агентов, розничных и оптовых торговцев, а также дистрибьюторов продукции.
К группе потенциальных контрагентов относятся гипотетические консультанты, сотрудники и агенты, которые могут реально сотрудничать с организацией.
Определенное влияние на бизнес оказывает финансовый рынок и его представители. Часто именно на них коммерческие структуры ориентируются в рамках своей PR-активности. К данной категории относятся:
- акционеры;
- инвесторы;
- банковские организации;
- страховые компании.
Именно они обеспечивают компании необходимыми финансовыми ресурсами, без которых их функционирование попросту невозможно. В то же время именно они, как никто другой, заинтересованы в финансовой стабильности и успешности коммерческих бизнес-структур.
Замыкают круг в цепочке групп стейкхолдеров лидеры мнений, способные оказывать наиболее значимое влияние на восприятие коммерческой организации в глазах широкой общественности. К подобного рода лидерам обычно относя средства массовой информации (печатные и электронные) в лице их журналистов, а также активистов экологических движение и лоббистские группы.
В некоторых случаях целевая PR-общественность подразделяется на четыре части:
- нормативные группы;
- функциональные группы;
- диффузные группы;
- потребители.
Нормативные группы включают в себя правительственные учреждения, регулирующие органы и органы власти, профессиональные объединения и отраслевые ассоциации. Все они в той или иной мере уполномочивают организацию к осуществлению деятельности, для которой установлены общие правила и законы.
К категории функциональных групп включают в себя сотрудников, поставщиков, дистрибьюторов и сервисные организации. Все они оказывают прямое воздействие на множественные аспекты повседневной деятельности бизнес-структур.
Диффузные группы представлены средствами массовой информации, проявляющими интерес к бизнесу.
В отдельную категорию выделяют непосредственно самих потребителей. Различные их типы желают получить от организации различные наборы преимуществ или решений их проблем.
К каждой из групп используется свой подход.