Основы политической коммуникации в имперской России
Имперский период – это период российской истории, когда во главе государства находился император.
Чаще всего имперский период российской истории отождествляют с эпохой правления Петра I. Именно тогда наша страна претерпела немало изменений, которые изменили ее навсегда; множество новшеств и инноваций было ввезено из-за рубежа. Однако даже бурные преобразования Петра I не смогли изменить систему государственного управления и основу социального строя в России в сфере социальных коммуникаций.
В период существования Петербургской империи по-прежнему был сохранен действовавший ранее алгоритм взаимодействия общества и власти. В его основе лежали:
- распоряжения, исходившие «сверху» и являвшиеся обязательными для исполнения народом;
- информация, которая исходила от верховной власти и транслировалась народным массам.
Основным источником формирования правительственной идеологии в тот период выступали императорские указы и решения высших органов государственной власти, таких как Сенат, министерства, коллегии и приказы. Как оказалось, такая форма коммуникационного взаимодействия оказалась довольно таки приемлемой и эффективной среди народа. Показатель, что даже последующие за Петром I правители, имевшие «западное происхождение», вели свою деятельность согласно сформированной в России системе ценностей, состоящей из трех базовых компонент (рисунок 1).
Рисунок 1. Система ценностей Российской Империи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В эпоху имперского правления в политической коммуникации особое внимание уделялось проведению работы с населением через духовенство. Данный инструмент политической коммуникации пользовался достаточно высоким авторитетом в народе.
Не менее важной составляющей государственной информационной политики стало распространение имперской символики, включавшей в себя императорские штандарты, двуглавого орла и пр. Они часто размещались на официальных бланках и специальных афишах. Кроме того, их часто использовали при проведении массовых мероприятий, таких как различные собрания, шествия и пр.
Время от времени представителей народа созывали для участия в управлении государством, а именно – для того, чтобы дать возможность представителям народных масс высказать свое мнение по приоритетным политическим вопросам. В большинстве случаев представители верховной власти к этому мнению прислушивались. Примерами таких созывов можно считать «Уложенную комиссию». Начиная с 1775 года в российских уездах и губерниях начали проводиться дворянские собрания, а после отмены крепостничества земства стали формироваться из числа дворян, горожан и крестьян.
Кроме того, народу была предоставлена возможность лично обратиться к государю либо же обратиться к представителям власти в целом. Обычно для этого достаточно было выкрикнуть в ворот государственного учреждения следующую фразу «Слово и дело государево!». Часто подобная практика использовалась для доносов. Этот обычай был отменен в 1762 году по указу Петра III.
Традиционные и альтернативные каналы коммуникации в имперский период
Примечательно, что в имперский период в России были сформированы новые коммуникационные каналы. В первую очередь речь шла о газетах. Несмотря на то, что первая «прото-газета» впервые увидела свет еще в начале XVII века, официальным отсчетом начала отечественной журналистики считается 1702 год. Именно тогда была издана первая газета «Ведомости». К середине XVIII века появился первый в России журнал под названием «Трудолюбивая пчела» и новая газета «Московские ведомости». Чуть позже в свет вышел еще ряд печатных изданий. Свое наиболее активное развитие пресса получила в последней четверти XIX – начале ХХ вв. (данный факт был обусловлен усилением политической активности различных слоев общества).
Периодически появлялись и так называемые «оппозиционные» издания, однако, по распоряжению властей они, как правило, довольно быстро закрывались. В целом же отечественные СМИ были признаны проводниками государственных интересов и государственной идеологии, весьма активно распространяемых среди населения.
Таким образом, в период имперской России возможности для распространения информации стремительно росли. Параллельно с ними стали появляться и развиваться учреждения, отвечающие за контроль и ограничение распространения информации. Обычно за цензуру отвечали учреждения, ведущие политический сыск. В первой половине XVIII века такими учреждениями выступали Тайная канцелярия и Преображенский приказ. В 1762 году для этих же целей при Сенате была создана Тайная экспедиция. Однако наибольшую известность получило III отделение Собственной Тайной канцелярии его императорского величества.
Каждому из учреждений отводилась своя роль. Так, например, «третье отделение» выступало не только жандармерией и «охранкой», но и имело репутацию профессиональной информационно-аналитической службы. В ее составе работало несколько основных экспедиции. Первая осуществляла политический сыск, вторая занималась надзором за сектантами и раскольниками (то есть отвечала за конфессиональные отношения), третья следила за деятельность иностранцев, четвертая вела переписку о «всех происшествиях», а пятая несла ответственность непосредственно за цензуру в сфере журналистики, литературы, театра и пр.
Создание и поддержка функционирования подобного рода заведений указывает на ту важность, которую российская власть отводила работе с информацией.
Примечательно, что помимо основных в имперской России существовали и так называемые «альтернативные» средства коммуникации, сформированные в ответ на постоянно ожесточающуюся цензуру. Такими средствами стали:
- балаганные представления;
- лубочные картинки;
- фольклорные произведения (частушки, песни, сказки, анекдоты).
Подобная традиция ответных мер народных масс сохранила свою популярность вплоть до начала ХХ века, лишь затем они стали сходить на нет.