Особенности государственной поддержки социальной рекламы
Социально-экономические изменения, происходящие в России, приводят не только к увеличению, но и обострению проблем в обществе. Российское общество остро нуждается в социальном оздоровлении. Отличным методом профилактики и устранения проблем является социальная реклама. Но на практике не оценивают ее значимость как эффективной формы воздействия на сознание общества.
В России в отличие от западных стран социальная реклама распространяется исключительно в интересах государства и носит политический характер. За рубежом созданием и размещением социальной рекламы занимаются специализированные агентства, которые самостоятельно без помощи государственных органов власти доводят до общества профилактическую информацию о социальных проблемах.
Эксперты считают, что в России государству необходимо активнее поддерживать социальную рекламу, заниматься вопросами ее развития. Финансирование подобной рекламы довольно скудное по сравнению с европейским опытом. На Западе под социальную рекламу государство выделяет бюджет, переводя ее тем самым на коммерческую основу, экономически выгодную игрокам рынка.
Социальная реклама регулируется федеральным законом «О рекламе», согласно которому на данную рекламу должно отводиться не менее 5% от общего количества объектов наружной рекламы. Региональные и муниципальные органы власти уже на местах могут увеличить число рекламных площадей под социальные сообщения. Для компаний, которые занимаются размещением данной рекламы, арендная плата за места отсутствует, ее оплачивает государство.
Заказчиком социальной рекламы может быть и органы власти, и юридические лица. И в том, и другом случае, социальная реклама - это инструмент повышения имиджа в глазах общественности. Об основном предназначении данной рекламы иногда забывают. Поэтому встает вопрос социальной ответственности заказчиков рекламы.
Из всех государственных структур социальную рекламу используют:
- Министерство обороны;
- ГИБДД;
- налоговые службы
- Министерство внутренних дел;
- Службы по контролю за оборот наркотиков.
Для улучшения качества и количества социальной рекламы следует увеличить объем финансирования социальных проектов. Экономическая и информационная поддержка государства крайне необходима. Устраивая конкурсы, тендеры на создание рекламных кампаний, можно привлечь большое количество компаний, которые будут делать эффективную социальную рекламу под контролем правительственных органов власти.
Поддержка социальной рекламы со стороны коммерческих предприятий
В Европе давно функционирует система, при которой на создание и размещение социальной рекламы, бюджетные средства не тратятся. Крупные коммерческие компании оказывают свою поддержку в размещении данной рекламы. Их заинтересованность заключается в формировании позитивного имиджа. Организации стремятся убедить общество, что они не только получают прибыль от своей деятельности, но и активно участвуют в решении актуальных и острых социальных проблем.
Социальная реклама используется бизнесом для предупреждения негативных реакций со стороны общества. Опасаясь протестов общественных организаций, компании сами создают широкомасштабные рекламные акции, например, в защиту окружающей среды, не оставляя противникам возможности высказать свои доказательства и фактов нанесения вреда.
Но в любом случае в России предприниматели занимаются социальной деятельностью исключительно ради своих интересов, а не в интересах общества. Только прибыль нематериальна, выгода для бизнеса состоит в репутации, роста продаж и др. Финансовая выручка уже не является единственной целью деятельности предприятия. Основная задача – это установление благоприятных взаимоотношений с внешней средой и взаимопонимания между потенциальными партнерами.
В настоящее время идет сближение бизнеса и социальной рекламы, а именно признает тот факт, что эта реклама может приносить прибыль. Данное направление называется коммерциализацией.
Коммерциализация социальной рекламы – это внесение в коммерческую рекламу элементов социальной рекламы.
В этом случае вложенные средства возвращаются в виде материальной прибыли и практических результатов. Поэтому коммерческие компании часто спонсируют социальную рекламу, получая при этом финансовую выгоду и экономя большую часть бюджета на рекламу. Так как арендная плата за рекламное место не взимается, то часть его используется под логотип компании.
Социальная реклама и некоммерческие организации
Некоммерческим организациям (НКО) важно постоянно знакомить общество со спецификой своей деятельности. Социальная реклама способствует сбору средств для программ общественных компаний, привлекает волонтеров. Обычно некоммерческие структуры ищут финансовой и информационной поддержки со стороны государства для размещения своей рекламы или обращаются в коммерческие компании. В любом случае это взаимовыгодные отношения и каждая сторона получает материальную или нематериальную прибыль.
Главная цель некоммерческих организаций – это привлечь к себе внимание, к актуальным социальным проблемам.
Темы социальной рекламы, которую применяют НКО, следующие:
- Реклама ценностей – это чистая социальная реклама, которая поддерживается государством, но в ней не упоминается ни заказчик, ни спонсор. Ценности могут быть абстрактными (любовь к ближнему) или конкретными (борьба с курением).
- Реклама миссии и целей – это не просто пропаганда определенной идеи, это стремление ее реализовать. Такая реклама не показывает конкретных действий, поэтому может вызвать недоверие.
- Реклама темы. Необходимо постоянно напоминать аудитории о наличии проблемы, размещать рекламу в различных источниках. Такая социальная реклама поддерживается различными благотворительными фондами, государством и простыми гражданами.
- Реклама проекта или программ НКО может включать вышеперечисленные виды, необходимо понятным языком донести до общества содержание социальных программ. Информационную и финансовую поддержку могут оказать государственные структуры или некоммерческие компании привлекают спонсоров и меценатов.
Следует отметить, что государство должно активно поддерживать распространение социальной рекламы, выделять бюджет на развитие и предоставлять необходимую информацию.