Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Период институционализации связей с общественностью в России

Процесс институционализации российских связей с общественностью

Определение 1

Связи с общественностью – это запланированная и продолжительная деятельность по установлению и поддержанию доброжелательного отношения и взаимопонимания между организацией и общественностью. Последняя может включать в себя представителей властных структур, потребителей, лидеров общественного мнения, представителей средств массовой информации и пр.

В России процесс институционализации связей с общественностью шел неравномерно. Первые отделы по связям с общественностью были открыты в России в исполнительных комитетах Ленсовета и Моссовета в 1988 году. Вскоре после этого аналогичные подразделения появились и в других властных структурах, причем коснулось это как центральной части России, так и ее регионов. Последовавшая за этим реорганизация органов исполнительной власти и советов народных депутатов оказала лишь стимулирующее воздействие на этот процесс. В результате в структуре вновь появляющихся администраций и заксобраний стали появляться собственные пресс-службы, комитеты по печати, отделы и управления по связям с общественностью.

Еще более активно процесс институционализации связей с общественностью проходил в сфере вновь зарождавшегося в России частного предпринимательства. Так в 1989 году в Москве был открыт целый ряд специализированных PR-агентств. В последующие годы большая часть рекламных фирм переориентировала свою деятельность из простой рекламы в сторону выстраивания связей с общественностью.

Во второй половине 90-х годов ХХ века специализированные PR-подразделения начали создаваться в ряде крупных российских корпорация. Соответствующие службы начали появляться в органах исполнительной власти и даже в силовых структурах, деятельность которых раньше была закрыта для широкой общественности.

В огромных количествах создавались частные PR-агентства.

В целом процесс складывания PR-рынка в России был неравномерным и несхематичным. Эпоха «PR-бума» пришлась на вторую половину 1990-х годов и продлилась вплоть до начала 2000-х. В это время специализированные PR-агентства создавались в огромных количествах, а соответствующие отделы внутри компаний создавались где надо и где не надо. Однако уже в 2002-2003 года произошло своего рода «отрезвление» хозяйствующих субъектов и властных структур в отношении новомодной специальности. В результате многие компании, ранее открывавшие отделы по связам с общественностью, провели их упразднение или сокращение. При приеме на работу специалистов по связям с общественностью основными критериями выступали:

«Период институционализации связей с общественностью в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • наличие профессионального образования;
  • опыт работы по специальности;
  • опыт работы в СМИ и наличие «полезных» контактов.

Многие из PR-агентств, появившихся на рубеже 2000-х годов, были либо присоединены к более крупным организациям, либо и вовсе закрыты. Некоторые из них были вынуждены уйти рынка либо переквалифицироваться (обычно в сторону издательского дела или рекламного агентства).

В целом справедливо говорить о том, что к началу третьего тысячелетия в нашей стране был осуществлен своего рода передел рынка связей с общественностью, в результате которого было установлено, пусть зыбкое, но все же равновесие. Это позволило его участникам возможность не только продолжить свое дальнейшее развитие на отечественном рынка, но и осуществить внешнюю экспансию – часто российские PR-консультанты активно участвовали в предвыборных кампаниях соседних стран (от Украины до Монголии).

Окончательно в качестве самостоятельной сферы деятельности связи с общественностью сложились с появлением первого в стране профессионального сообщества. Так, в 1991 году была официально зарегистрирована Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО). Ее учредителями стали государственные фонды, представители коммерческого сектора, банки, биржи и средства массовой информации. Вслед за этой организацией был создан ряд других ассоциаций, которые успешно функционируют и по сей день.

Основные направления работы общественных объединений в сфере связей с общественностью

С самого своего начала и по сей день общественные объединения в сфере связей с общественностью работают по нескольким базовым направлениям. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Вектора деятельности общественных организаций, работающих в сфере связей с общественностью. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Вектора деятельности общественных организаций, работающих в сфере связей с общественностью. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Проведение научно и научно-практической деятельности связано с организацией и проведением исследований и предоставлением консультаций в профессиональной среде.

Вторым, не менее важным направлением считается регулирование рынка связей с общественностью и его профессиональных участников, а также пресечение появления непрофессиональных и недобросовестных деятелей, чьи действия способны дискредитировать специальность в глазах общества и клиентов.

Свидетельством институционализации связей с общественностью стало развитие деятельности, связанной с организацией и регулярным проведением профессиональных мероприятий в этой среде. Это касается проведения профессиональных съездов, фестивалей, конкурсов и т.п.

Еще одним относительно самостоятельным направлением выступает проведение специализированных выставках (обычно они проходят в Москве либо в крупных региональных центрах). В большинстве своем подобные мероприятия являются квинтэссенцией достижений в области рекламы и PR, однако бывают случаи, когда организуются узко специализированные мероприятия.

Наконец, нельзя не упомянуть о таком направлении, как профессиональные PR-издания. Возникнув еще во второй половине 90-х годов прошлого века, они существуют и сегодня. Первопроходцами в этой области стали такие издания, как:

  • «PR-диалог»;
  • «Советник»;
  • «СО-общение»;
  • ряд интернет-проектов (prnews, sostav.ru и др.).

Публикуемая в этих изданиях информация являлась отражением не только современной ситуации, складывающейся на российском рынке связей с общественностью, но вносила существенный вклад в развитие теоретических основ их выстраивания.

Дата написания статьи: 05.12.2019
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot