Фотореклама и ее зарождение в России в конце XIX века
Фотореклама – это один из видов рекламы, основанный на использовании специально созданных фотоматериалов в качестве носителя рекламной информации.
Объектом фоторекламы выступает рекламная фотография, представляющая собой особый жанр фотоискусства. Рекламная фотография имеет многовидовую структуру. Она включает в себя различные виды фотографии:
- предметную;
- каталожную;
- интерьерную;
- иные виды фотографию.
Так или иначе, в большинстве случаев она носит коммерческий характер.
Основополагающей целью фоторекламы выступало привлечение внимания к объекту рекламы и формирование у зрителей желаний купить его. Сегодня фотореклама весьма популярна и развита, однако так было не всегда.
Фотореклама в России – относительно молодой вид рекламной деятельности. Она появилась в нашей стране лишь в конце XIX века. Именно с этого периода и началось ее поступательное развитие.
Впервые даггеротипная пейзажная съемка в нашей стране была осуществлена в 1839 году. Однако до внедрения в практику рекламной деятельности этой технологии потребовалось еще несколько десятилетий. В 1864-1866 годах в Петербурге в свет вышло специализированное журнальное издание под названием «Фотограф». На страницах этой фотопериодики стали появляться первые рекламные фотоснимки. Их редакциями одними из первых был освоен цинкографский способ воспроизведения фотографических изображений, называвшийся автотипией. Этот способ предполагает необходимость изготовления фото-клише посредством пересъемки фотооригиналов через сетки-растр.
Все, что, так или иначе, было связано с фотографиями, наиболее активно популяризовалось в России специализированными фотожурналами. Раньше всех печатью фоторекламы стал заниматься столичный журнал «Фотографическое обозрение». Позже к нему подключился «Вестник фотографии» (впервые фотореклама была опубликована именно в этом издании). На снимке была запечатлена золотая медаль, которую присудили московской фотографической студии на Всемирной выставке, проводимой в Турине.
Дальнейшее развитие фоторекламы в России в начале ХХ века
Новые возможности фотореклама в России начала демонстрировать постепенно, наиболее активно они проявились лишь в конце первого десятилетия ХХ века. Существенная заслуга в этом отводится фотомастеру К. Булле, представлявшему себя в периодических изданиях как старейшего фотографа-иллюстратора, снимающего практически все, что возможно, в любое время дня и ночи, везде и всюду.
Новые возможности для развития фоторекламы появились одновременно с популяризацией новинок в кинематографе. Фотоизображения стали использоваться не только в киноплакатах, но и в ряде специализированных изданий.
Опыт кино по сути своей был родственен искусству фотографии и оказывал существенное влияние на конструкцию фотокадра в рекламе. Изначально конструкция фотокадра, используемая в рекламе, была заполнена непосредственно рекламируемым предметом без каких-либо дополнительных ухищрений. Однако позже в фотомастерские проникла динамика киноэкрана. В результате на смену статичной съемке пришла сюжетность. В кадр все чаще стали включаться:
- действующие лица;
- пейзажи;
- натюрморты.
В 1898 году были заложены основы так называемого экспортно-импортного фотографирования, которое часто использовалось на выставках национального и международного уровня, проводимые с сельскохозяйственной и промышленной сферах. Данный вид фотографии по праву может быть отнесен к жанру рекламы. В его основе лежит демонстрация потенциальным покупателями либо тем, кто заинтересован в сбыте того или иного товара, предметов торговли. Это превратилось в прообраз фотографирования для внешнеторговых каталогов продовольственных и промышленных товаров.
В 1909 году фотореклама в России достигла достаточно высокого уровня своего развития. На специализированных выставках стали активно использоваться фото-экспонаты. В рамках проведения Западносибирской выставки было принято решение открыть фотографический павильон, часть экспонатов в нем была отнесена к прямой фоторекламе экспортно-импортного сырья и товаров, предназначенной для торговцев-иностранцев и жителей Западно-Сибирского региона.
В начале ХХ века был сформирован новый вид фоторекламы, включающий в себя три компоненты (рисунок 1).
Рисунок 1. Новые компоненты фоторекламы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одним из первых образцов такой рекламы стала разработка и выпуск рекламы камеры «Видоискатель», оформленной в виде отдельной книжечки, в которых описание товара сопровождалось фотографиями этой камеры. Эта реклама распространялась бесплатно в 1911 году в виде приложения в апрельскому номеру журнала «Вестник фотографии».
Впоследствии фотоиллюстрации стали часто использоваться в каталожной литературе коммерческого типа. Так, например, в 1913 году в рекламном сборнике под названием «Путеводитель по Москве» было напечатано три весьма выразительных фотографии, на которых было изображено наружное великолепие и внутренне убранство столичного ресторана «Яр». Рядом с фотографиями были указаны адрес ресторана и время его работы. Также ее сопровождала статья, которая была посвящена архитектурным новинкам столичного региона. Таким образом, это был в некоем роде каталог, «закамуфлированный» под сборник, имеющий общепознавательный характер. Сама же фотореклама ресторана «Яр» органично в него вплелась.
В целом на протяжении всего начала ХХ века в России фотографии превратились в привычный компонент рекламного процесса. Однако главный успехи фоторекламы были еще впереди. Фотоколлажи, фотомонтажи стали лишь начальным опытом фоторекламы и выходили на страницы журналов и газет крайне редко. Еще реже их можно было встретить в киноплакатах. Опыт использования цветопередачи в фоторекламы и вовсе отсутствовал, говорить о нем еще не приходилось. Перспективы развития фоторекламы были еще впереди.