Основные формы малой изобразительной рекламы
Реклама – это неличная форма коммуникации, основанная на преднамеренном и заранее оплаченном распространении информации с целью привлечения внимания к товару или услуге.
Реклама сопровождает человечество на протяжении многих лет его существования. Она может принимать различные виды и преследовать различные цели.
Реклама может быть представлена в различных формах и жанрах. К числу наиболее распространенных малых изобразительных форм рекламы относятся:
- этикетки;
- ярлыки;
- упаковки.
Именно эти жанры коммуникативного творчества считаются важнейшим элементом маркетинга. Рассмотрим их более подробно.
Этикетка – это особое средство маркировки товара, принимающее вид отдельного ярлыка, прикрепляемого к упаковке товара или расположенного непосредственно на нем в виде бирки или наклейки.
Этикетка позволяет по индивидуальным признаками идентифицировать товар или торговую марку, под которой он производится. Ее основополагающей целью считается реализация маркетинговой функции по продвижению товара и/или торговой марки посредством использования привлекательных элементов графического и описательного характера.
В России XIX – начала ХХ вв. этикетки были весьма распространены среди прочих жанров коммуникативного творчества и относились к категории комбинированных товарных знаков. Одновременно в этикетках сочетались два компонента:
- словесное описание;
- изобразительные элементы в цветном исполнении.
Лучшие образцы этикеток, фантиков для конфет и красочных оберток мыла считались художественными миниатюрами, достаточно много сообщавшими о деловых качествах товаропроизводителя, таланте рекламных менеджеров и респектабельности самих торговых домов.
По факту этикетки в России стали всепроникающими «вестницами» недостатков и достоинств их производителей и носителей. Если можно было отмахнуться от надоевших и назойливых рекламных постеров, то не обратить внимания на этикетку приобретаемого продукта массовый покупатель был не в силах. Как правило, покупатели тщательно рассматривали, практически изучали этикетки покупаемых продуктов, нередко сохраняя их на время.
Всецело роль фантиков, ярлыков и постеров была осознанна российским производством и коммерцией в конце XIX – начале ХХ веков. Они запомнились многим жителям того времени и были поистине привлекательны. Чего только стоила обертка мыла «Сельское», выпущенная в 1880-м году (рисунок 1).
изобразительной рекламы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Обертка мыла «Сельское» как пример малой формы изобразительной рекламы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В центре этикетки представлено многоцветное изображение деревенского празднества. Само обрамление картинки содержит в себе информацию о наименовании продукции и логотип фирмы. Также здесь присутствует изобразительный компонент фабричной марки, представленной в окружении 8 медалей, полученных ха призовые места в различных выставках, включая европейские.
Не менее примечательны были фантики конфет фабрики «Абрикосов и сыновья». Часто на них изображались картинки, формирующие серии, которые были посвящены птицам, зверям, цветам, машинам и пр. В результате благодаря стремлению детей собрать всю коллекцию, спрос на продукцию фабрики рост.
Упаковки, этикетки и ярлыки в период XIX – начала ХХ вв. дополнили такие жанры малой изобразительной рекламы, как вкладыши, театральные программки, открытки, меню, визитки и даже по-деловому украшенные счета, конверты и бланки. Рассмотрим их более подробно.
Прочие жанры малых изобразительных форм рекламы в России XIX – начала ХХ вв.
До наших дней дошло довольно много рекламных открыток, первые из которых появились в России еще в 1894-1895 годах. В общем смысле под открытками принято понимать листовое издание установленного образца, на одной стороне которого представлена фотография, рисунок или репродукция, а другая сторона может быть использована для текста или письма, поясняющего изображение на другой стороне открытки. В период XIX – начала ХХ века в России установленным размером рекламной открытки считался форма 9х14 см.
Подобные открытки имели довольно большой потенциал коммуникативного использование, что не могло не найти своего применения в рекламе того времени. На лицевой стороне открыток помещались красочные рекламные сюжеты, фирменные знаки и логотипе. На ее обороте, как правило, предоставлялось вербальное изложение преимуществ товара и достоинств предприятия, его изготавливающего.
Основными преимуществами использования рекламных открыток считались:
- дешевизна изготовления;
- простота распространения;
- высокая мобильная;
- тиражируемость и пр.
В России рекламные открытки были восприняты обществом в качестве профессионально-художественных и лубочных традиций.
Ближайшими «родственниками» рекламной открытки стали художественные вкладыши. Подобного рода продукция вместо того, чтобы отправляться почтой адресату просто вкладывалась с приобретенную покупку. Особенно часто к их использованию прибегали кондитерские фабрики. Не менее выигрышный способ нашли парфюмеры – они стали печатать концертные и театральные программы на орнаментированных и надушенных бумажных салфетках.
Также среди малого жанра изобразительной рекламы были распространены визитки, пригласительные билеты, прейскуранты, проспекты, а также рекламные надпечатки на фирменных счетах и бланках. В этих средствах главенство отводилось вербальному тексту, при этом изобразительная часть редко занимала лидирующие позиции. Прежде всего, это касалось стилевого оформления визиток, большая часть которых представляла собой изысканно оформленные каллиграфические миниатюры.
В целом для данного этапа оформления деловых бумаг в России было характерно достижение элегантности. Обычно в верхней части счетов и листов корреспонденции размещались граверно выполненные реквизиты компании, товарные знаки, а также медали, полученные на выставках. В некоторых случаях использовались сообщения о титулованных потребителях, поставщиком которых выступало предприятие.