Критерии оценки эффективности PR деятельности
Проблема анализа эффективности PR деятельности является актуальной на сегодняшний момент. Она связана с тем, что методология оценки основывается на международных практиках и вопрос адаптации ее под российский бизнес стоит до сих пор. Компаниям довольно сложно оценить воздействие мероприятий PR на результаты деятельности в отличие от рекламы.
Необходимость измерения эффективности PR возникает уже у большинства российских предприятий. Услуги по разработке и реализации мероприятий по связям с общественностью сейчас очень востребованы, не смотря на высокую стоимость. Соответственно рост затрат на PR деятельность приводит к тому, что представители бизнеса вынуждены оценивать эффективность.
Критериев оценки эффективности PR мероприятий достаточно много, но данный перечень позволяет измерить результативность паблик рилейшнз.
Различают количественные и качественные показатели эффективности связей с общественностью.
Анализ эффективности PR-программ осуществляется в три этапа:
- Подготовка критериев оценки
- Анализ процесса реализации программы
- Оценка результатов исполнения мероприятий программы
Оценивать результаты PR деятельности необходимо на каждом из вышеперечисленных этапов, чтобы в совокупности получить полную картину анализа эффективности.
По сравнению с российскими компаниями система оценки эффективности PR получила свое достаточное развитие на предприятиях зарубежных стран. В частности немецкие специалисты рассматривают три понятия в рамках оценки результативности PR-мероприятий:
- воздействие – это изменение эмоционально-поведенческих и когнитивных ориентаций и направлений после проведенных PR действий;
- эффект – это соотношение целей и результатов;
- эффективность – отношение эффекта к затратам на PR кампанию
Известно, что мероприятия паблик рилейшнз направлены на гармонизацию отношений компании и общественности. Поэтому оценка эффективности должна быть комплексной и состоять не только в анализе соотношения прибыли и затрат, но и в оценке воздействия PR деятельности на сознание целевой аудитории.
Грамотно проведенная оценка PR кампании способствует формированию положительного имиджа предприятия на рынке.
Методы анализа PR деятельности
Различают следующие методы анализа эффективности мероприятий по связям с общественностью:
- Метод оценки исходя из поставленных целей и задач (осуществляется еще на этапе планирования, учитываются цели как руководителя и сотрудников компании, так и клиентов).
- Расчет количественных показателей PR деятельности (учет количества информационных материалов, числа сделанных звонков, в каких и сколько средств массовой информации были размещены материалы).
- Оценка обратной связи (определение степени осведомленности целевой аудитории о проведенных PR мероприятий, изменение общественного мнения, количество откликов и т.д.).
- Измерение количественных показателей деятельности предприятия (изменение уровня прибыли после проведения PR кампании, появление новых целевых аудиторий и др.).
Некоторые специалисты в области связей с общественностью рекомендуют проводить оценку отдельных инструментов паблик рилейшнз:
- Пресс-релизы
- Пресс-конференции
- Корпоративные и специальные мероприятия
- Использование СМИ
Каждый инструмент PR деятельности оценивается с помощью количественных показателей:
- Количество подготовленных пресс-релизов и количество опубликованных в СМИ
- Количество аккредитованных СМИ и просто пришедших на мероприятие
- Подсчет и анализ количества публикаций после проведенных PR мероприятий т др.
Качественная составляющая является наиболее значимой, так как позволяет оценить мнения целевой аудитории благодаря обратной связи и использовать их для совершенствования своей деятельности.