Ролевая игра — это воспроизведение действий и отношений окружающих людей или персонажей, воссоздание реальной или выдуманной истории. В качестве примеров ролевых игр выступают игры «в дочки-матери», «в магазин», «в школу» и др.
Сущность и особенности ролевой игры
Ролевая игра представляет собой способ обогащения чувств и накопления опыта. С ее помощью происходит развитие воображения, преодолеваются страхи и развиваются коммуникативные навыки. Дошкольник идентифицирует себя с каким-либо персонажем, отрабатывая при этом необходимый навык и снимая тем самым эмоциональное напряжение. Так, дети, которые недавно посетили цирк, скорее всего какое-то время после этого будут играть в цирк. Это нужно им для превращения взволновавшего их события в приятное воспоминание.
Вне зависимости от того, что происходит осознание вымышленности роли, приобретаемый эмоциональный опыт является вполне реальным. Именно по этой причине ролевые игры показали большую эффективность в психотерапии и широко используются психотерапевтами.
Ролевые игры предназначены также для развития коммуникативных навыков, включая:
- ролевое,
- деловое,
- дружеское общение.
Ролевое общение представлено общением людей в качестве носителей соответствующих социальных ролей (мама и ребёнок, подчинённые и начальник, ученик и преподаватель, муж и жена). Подобное общение выстраивается в зависимости от определённых норм, которые определяет общество. Для этого необходимо упрощение общения и облегчение достижения целей каждого участника ролевого общения, что достигается через проигрывание различных ситуаций в ролевой игре.
Особенности ролевых игр детей дошкольного возраста
Дошкольный период — это один из самых важных периодов развития личности. Именно в этот период формируется человек, способный гармонично и эффективно адаптироваться к постоянно изменяющейся среде. С помощью игр ребенок учится выделять собственное Я среди других индивидов.
Именно в дошкольном возрасте дети получают первые знания об окружающих и жизни. У них происходит выработка собственного мнения на происходящее вокруг, формируется определенное отношение к людям и событиям, привычки и навыки поведения. В дальнейшем все перечисленное уже входит в основ характера.
В ходе ролевой игры дошкольник:
- Получает знания и отрабатывает коммуникационные навыки;
- Формирует мировоззрение;
- Расширяет познавательную сферу деятельности;
- Развивает ловкость и дисциплинированность.
Игра может стать для дошкольника лучшим способом усвоения информации и общественного опыта. Так, педагогическая теория особое внимание уделяет исследованию игры в качестве средства воспитания.
Игра представляет собой достаточно увлекательное занятие для детей, являясь также важнейшим средством их воспитания и развития. Игра — это одно из самых главных занятий в их жизни, причем, ролевые игры, самостоятельно созданные детьми, занимают в ней особенное место.
Чем старше дети, тем полнее их наблюдения окружающего мира, тем богаче их игра. Еще известный психолог Л. С. Рубинштейн считал, что в ходе игровой деятельности ребенок способен не просто перевоплотиться в чужую личность, но и входит в роль, расширяя, обогащая и углубляя свою собственную.
Психологи сделали вывод, что ролевая игра является высшей формой развития детской игры, при этом в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.
Роль игры в жизни дошкольника
Ролевая игра имеет большое значение в психическом развитии дошкольника. С ее помощью происходит развитие произвольной памяти. Правила, являющиеся обязательными при проведении игры, могут воспитывать у ребенка умение контролировать собственное поведение, ограничивать импульсивность.
В процессе совместных игр со сверстниками дошколята учатся общаться, принимать во внимание желания и действия других, отстаивать собственное мнение, настаивать на своем, а также совместно строить и реализовать планы. В ходе исполнения разных ролей ребенок охватывает все аспекты различных видов деятельности. Это помогает развитию мыслительной способности воспринимать постороннюю точку зрения.
Играя в ролевую игру, дошкольник вживается в какой-либо образ. Тем самым он воспроизводит собственные впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Дети понимают, что игровая ситуация воображаемая, но, тем не менее, они испытывают вполне реальные чувства и переживания, чем обогащают свой внутренний мир.
Для ролевых игр детей в среднем дошкольном возрасте присуще возникновение новых тем, которые относятся к знаниям, полученным в процессе чтения художественной литературы, рассказов взрослых, просмотров передач. Характерной особенностью в выполнении ролей и игровых действий является воссоздание взаимоотношений людей в ходе трудовой деятельности. Ребенок в этом возрасте начинает понимать, что в коллективном труде важна взаимная помощью и внимательность.
Тем не менее, следует отметить и негативное проявление игры в виде отражения отрицательных сторон нашей жизни. Содержание игры способно отражать отношение ребенка к окружающей действительности. Часто можно наблюдать, что при игре в дочки-матери одна «мама» постоянно кричит на своих детей и поучает их, а другая в это время примеряет им наряды и читает сказки.
Осуществляя наблюдение за детской игрой, психологи делают выводы об особенностях развития и психического состояния дошкольника. Они определяют его чувства, настроение и темперамент. В процессе игры ребенок, как правило, показывает отношение к окружающему миру. Это обусловлено тем, что в ней он наделяется силой, которой лишен в реальности.
Наблюдая за ролевыми играми детей, можно определить их страхи, боль, обиды. Все это они по каким-либо причинам не могут или не хотят показать взрослым. Часто ребенок просто не знает, как относиться к какой-либо ситуации. В этом случае он проигрывает ее снова и снова, пытаясь принять на себя.
Большая роль игры состоит в том, что с ее помощью можно воздействовать на мироощущение дошкольника, бороться с его страхами, преодолевая неуверенность. Это важно для всех педагогов дошкольных учреждений и родителей для своевременного направления хода игры в нужное русло.