Целостность - важнейшее качество текста
Целостность и связность текста – это системные свойства речевых произведений.
Целостность текста представляет собой единство содержания, когда все элементы смысла связаны между собой, что является основным условием его понятности и успешности.
Целостность текста может проявляться на двух уровнях – содержательном и формальном. Прочитав текст, можно сказать, что он понятен, если из него извлекается некоторое количество познавательной информации, эту информацию можно переформулировать или передать содержание своими словами. На самом деле это будет только поверхностное понимание прочитанного или просто знание, о чем в нем говорится. Только тогда, когда можно объяснить, зачем текст написан, какова цель этого речевого сообщения, только тогда можно сказать, что он понятен.
Фокусом, центром смысловой структуры является цель, определяющая авторскую установку, она задает элементам смысловое единство. Когда текст рассыпается на части, а соединить их и сопоставить нельзя, такой текст для понимания оказывается трудным. Выполнять свою коммуникативную задачу он будет тогда, когда все элементы смысловой структуры будут спаяны авторской «сверхзадачей».
Есть такие тексты, в которых целостность не является обязательным элементом, например, личные письма, которые производят впечатление фрагментарности. Человек, пишущий такой текст, ставит цель передать как можно больше информации, но, однако, нецелостность даже в них только мнимая, потому что есть подтекстные диалогические связки. Например, «Маша закончила школу. На улице стоит несносная жара. Мама уехала». Коммуниканты имеют большую общность информативного опыта, поэтому нет никакой необходимости связки в тексте выражать словами.
Смысловое и структурное единство текста играют важную роль в его целостности. Смысловое единство выражается в единстве темы и идеи текста.
Смысловая структура текста массовой коммуникации имеет основные элементы – идею текста, общее содержание текста:
К основным элементам общего содержания относятся:
- тема,
- характеристика темы,
- уточняющие тезисы.
К второстепенным элементам общего содержания относятся:
- иллюстрации,
- фон.
Целостность всех смысловых блоков и всех элементов смысловой структуры в пределах одного текста, является обязательным условием. Элементы текста должны работать на выражение одной мысли. Поскольку текст развертывается в пространстве и во времени, то воспринимается он постепенно.
Также целостность текста выражается на формальном, синтаксическом уровне.
На формальном уровне в тексте выделяются такие коммуникативные единицы – предложения, группы предложений, коммуникативные блоки.
Предложения являются нижним звеном текста, его минимальной коммуникативной единицей.
Группы предложений будут уже сложными структурными единицами текста, выступающие как часть завершенной коммуникации, а коммуникативные блоки объединяются в более крупные единицы.
Текст состоит из:
- абзацев,
- параграфов,
- глав,
- разделов,
- частей.
Абзацы могут быть как крупные, так и не крупные, могут включать в себя, не относящиеся к группе, свободные предложения, но связанные внутренними смысловыми отношениями. Как правило, такие свободные предложения содержат авторские отступления и связывают два сверхфразовых единства. В одном абзаце раскрывается одна микротема, которая подчеркивается в центральном предложении.
Связность текста
Условием целостности текста является его связность, обеспечивающая единство текста по горизонтали.
Рисунок 1. Связность текста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для понимания текста уяснить значение изолированных фраз недостаточно – каждая фраза включает в себя значение предыдущей.
Содержание текста имеет смысловые скважины различной величины, и читатель должен их заполнить в процессе восприятия текста. Правильное понимание текста будет тогда, когда читатель имеет для этого необходимые знания или предыдущее изложение подводит его к заполнению очередной смысловой скважины.
Часто в тексте бывают смысловые разрывы, которые оставляет автор, и читатель не может их заполнить. Эти текстовые недостатки выявляет редактор и исправляет их.
Языковые единицы в тексте имеют сходство между собой и становятся средством межфразовой связи. Эта связь будет сильнее, чем она ближе к сходному слову.
К средствам межфразовой связи относятся полнозначные слова, служебные слова, синтаксические конструкции.
Полнозначные слова представлены лексическими и местоименными повторами, синонимами и антонимами, родовыми или видовыми терминами, единицами одного тематического поля, омонимами или однокоренными словами.
К служебным словам относятся союзы, вводные слова, наречия, частицы.
Синтаксические конструкции включают:
- Синтаксический параллелизм, в том числе части предложения, параллелизм однородных членов предложения или придаточных предложений, например, «… в ирреальном свете будто кружится, раскинув руки, безголовая королева в безголовом придворном окружении»;
- Неполные предложения, в которых пропущен один или несколько членов, но их можно восстановить, исходя из контекста или знания ситуации. Например, солдаты шли колонной, которая растянулась на квартал. Пели песни. Неполным предложением может быть одна из частей сложной синтаксической единицы – мне все подвластны, я – никому;
- Вопросно-ответные построения предложений. Вопросы могут быть как простыми, так и сложными. В структуре простого вопроса содержится только одна матрица и одна неизвестная переменная – каковы финансовые активы фирмы? Сложные вопросы – это совокупность простых вопросов, которые при помощи союзов связаны в единое целое – кто и когда создал эту фирму?
Естественно, что вопросы предполагают ответы. Ответ содержит информацию, недостающую в вопросе. Правильные ответы соответствуют действительности – Б. Гейтс основал компанию «Microsoft».
Таким образом, целостность и связность являются основными характеристиками текста – с одной стороны, они делают текст единым речевым целым, а с другой стороны – помогают адекватному его пониманию.
Текст – объект психологического исследования
Авторский текст содержит в себе психологическую информацию, которая является бессознательным отражением психологического уклада автора.
С точки зрения психологии на текст можно смотреть значительно шире, через речевую продукцию можно понять и почувствовать человека, понять его позицию, мысль, воспитание и настроение. Это говорит о том, что задача психологического исследования текста значительно шире лингвистического.
Психологическое исследование текста предполагает нахождение характеристик каких-либо психологических свойств человека на основе его текстовой продукции. Всё, что человек находит в окружающей его действительности и в самом себе, он может выразить в речевой форме. Эта проработанная информация несет на себе печать психики человека.
К. Юнг, например, для выделения архетипов в подсознании человека, использовал тексты поэтического творчества, описание сновидений и др.
С психологической точки зрения интересными в теоретическом плане оказываются исследования содержания текстов, которые проводятся в границах исторической психологии и культурной антропологии.
Представления о структуре мышления человека, особенностях отражения в его сознании окружающего мира дает анализ текстов мифов, поэтических произведений и др.
В содержательной части текста могут быть выделены стороны, которые несут дифференцированную информацию о личностных особенностях пишущего, о его жизненном опыте, особенностях мыслительных процессов, об умонастроении.
Таким образом, текст вполне можно рассматривать как модель взаимодействия автора и читателя.
При психологическом подходе к тексту требуется выход в нетекстовую реальность, что дает возможность выявить действительную сущность текста, определяющую его понимание и интерпретацию.
В тексте выделяются следующие содержательные планы информации:
- когнитивная информация,
- рефлексивная информация,
- регулятивная информация.
Для реципиента рефлексивный и регулятивный планы информации не несут новых сведений относительно реальности, описываемой в тексте.
В какой-то мере они будут избыточными, потому что главное содержание отражается в когнитивном информационном плане. Эта избыточность, однако, делает сообщение более понятным и не нагружает реципиента новой информацией, что дает возможность осмыслить поступившую информацию и прогнозировать дальнейшее развитие содержания текста.