Сущность понятия «жизненный цикл семьи»
Жизненный цикл семьи - это последовательность этапов, которые проходит семья в своем развитии
Первоначально термин появился в демографии в 40-х годах 20 века и отражал в то время периоды численности роста и убыли численного состава семьи. Сам термин введен американским демографом П. Гликом, который выделил следующие этапы жизненного цикла:
период численного роста семьи с момента заключения брака до рождения последнего ребенка, период стабилизации численности семьи: с момента рождения последнего ребенка до момента взросления первого ребенка (когда он уже покидает семью), период убыли численности семьи: с момента, когда второй ребенок и другие младшие дети покидают семью, и она возвращается на уровень изначальной супружеской диады.
Завершение жизненного цикла семьи происходит со смертью первого и второго супруга.
Однако такой подход отражал скорее количественный аспект нежели содержательный, что объясняется специфическим демографическим контекстом. С развитием психологии развития, а также семейной психологии, начали формироваться некоторые качественные изменения и доработки данного понятия.
Дело в том, что семью стали понимать как систему, единый организм. А любая система или организм работают по двум основным законам - закон гомеостаза (принцип равновесия и поддержания постоянства системы) и гетеростаза (принцип развития и усложнения системы).
Таким образом, семья как система или организм, ориентирована на поддержание равновесия, но в то же время для продолжения жизни она должна развиваться.
Так стали формироваться концепции развития семьи как единого целого. В этом ключе, большое значение имеет теория эпигенетического развития Э. Эриксона, согласно которой развитие - это последовательная смена определенных периодов, на каждом из которых поставлены определенные возрастные и психологические задачи. Каждый период - это период стабильности и равновесия, а переход к новому периоду - это кризис, способствующий развитию.
Само понятие “цикл” отражает универсальность происходящих событий и подчеркивает их биологическую природу. Жизненный цикл семьи понимается как последовательность социальных и демографических событий с момента ее образования до момента прекращения ее существования.
Стадии жизненного цикла семьи
На самом деле, периодизаций развития жизненного цикла семьи существует очень много, однако Дж. Бернард и Л. Томпсон дополнили идею П. Глика качественными преобразованиями с точки зрения социальных изменений. Они описали, как в результате развития жизненного цикла семьи на этих трех стадиях преобразуются социальные статусы членов семьи, изменяются их социальные роли, а также экономическое положение. Таким образом исследователи оформили трехступенчатую концепцию жизненного цикла в 8 стадий, определив среднюю продолжительность жизни каждой стадии (важно отметить, что данное исследование проводилось на материале американских семей):
- Супружеская пара без детей (средняя продолжительность - 2 года): основная задача - освоение супружеских отношений, формирование модели собственной семьи, установление границ с семьями родителей, прояснение взаимных ожиданий. Также на данный этап приходится период развития профессиональной идентичности. На данном этапе приемлемый уровень финансового благополучия.
- Рождение детей и уход за ними (средняя продолжительность - 2,5 года): основная задача - освоение родительских функций. Это начало снижения уровня финансовой защищенности. На данном этапе происходит перестройка структуры семьи: из диады она трансформируется триангулярные отношения. С дальнейшим рождением детей структура семейных отношений еще сильнее перестраивается, так как к ней добавляются еще и сиблинговые отношения. Для данного этапа еще одной важной задачей является гармонизация баланса между супружескими и родительскими отношениями.
- Семья с детьми дошкольного возраста до 6 лет (средняя продолжительность - 3,5 года): основная задача - первичная социализация детей. На данном этапе родители выступают как первый институт социализации и способствуют развитию детей, учат освоению социальных норм и правил путем включения его в различные социальные группы (детский сад, площадка и т.д.). Для данного этапа характерно, как правило, гармоничное включение обоих родителей, что повышает сплоченность семьи на данном этапе. Плюс, с точки зрения профессионального развития, как правило один из супругов (или оба) на данном этапе достигают карьерного развития в своей профессии.
- Семья с детьми школьного возраста от 6 до 13 лет (средняя продолжительность - 7 лет) - основная задача - вторичная социализация детей и формирование новых смыслов в супружеских отношениях. Это наиболее сложный с точки зрения финансов период. На данном этапе ребенок вступает во вторичную социализацию путем освоения социальных норм в рамках школы и кружков, осваивает основные формы человеческих отношений. Для супругов данный период может быть сложным с точки зрения партнерских отношений: возникает риск стагнации отношений, а также кризиса профессионального роста.
- Семья с детьми подросткового возраста от 13 до 20 лет (средняя продолжительность - 7 лет) - основная задача - гармонизация детско-родительских отношений, уважение взросления ребенка. Это период постепенной сепарации детей от родителей, выработки собственной системы ценностей, ориентиров и идеалов, начало формирования профессиональной идентичности. Детско-родительских отношения начинают трансформироваться: для детей больший авторитет имеют сверстники, нежели родители. Поэтому для родителей важно сохранить контакт и оказывать поддержку и любовь детям.
- Семья на стадии ухода выросших детей (средняя продолжительность - 6,5 лет) - основная задача - детско-родительская сепарация. Это период окончательной сепарации детей от родительской семьи, они могут создавать уже свою собственную семью или нет, но факт в том, что дети покидают родительский дом и обустраивают собственную жизнь. На данной стадии экономическое положение родительской семьи может повыситься, межличностные отношения также могут измениться как в положительную, так и отрицательную сторону. Это зависит от изначального типа отношений с детьми: в ригидных семьях с дезадаптивным стилем привязанности и дети, и родители будут тяжело переживать данный период, в гибких же семьях этот период проходит довольно гладко: дети поддерживают связь с родителями, нередко отношения даже улучшаются.
- Семья на стадии изначальной супружеской диады (опустевшее гнездо) средняя продолжительность - 13 лет: основная задача - восстановление супружеских отношений, формирование новой идентичности (бабушки, дедушки). Для данной стадии характерно доминирование вновь супружеских отношений, так как родительские функции фактически уже выполнены. Поэтому данный период может быть и как кризисным, и как благополучным: опять же зависит от степени гармоничности и зрелости взаимоотношений на предыдущих стадиях. Важными событиями на данной стадии могут быть: появление внуков, что способствует реализации новой роли родителей в качестве бабушек и дедушек, выход на пенсию (к чему тоже нужно подготовиться).
- Смерть супругов (от 16 лет) - основная задача - принятие старости, преодоление опыта потери и одиночества. На данной стадии супруги уже выходят на пенсию, и их финансовое состояние вновь снижается. Довольно значимым событием становится смерть одного из супругов, а затем и его партнера. Поэтому важной задачей становится - переживание горя и обретение новых смыслов для жизни. На данной этапе овдовевший супруг может вновь создать брачные отношения или войти в семью одного из детей. Немаловажным является продолжение реализации роли бабушек и дедушек, так как они позволяют развиваться в межличностных отношениях и не уходить в изоляцию.
В отечественной семейной психологии в результате исследований, проведенных А.И. Антоновым, было выделено 4 стадии жизненного цикла семьи относительно функции родительства:
- Предродительство - данная стадия реализуется с момента заключения брака до рождения первенства. Для женщин возраст вступления в брак - около 23, для мужчин это 25 лет.
- Репродуктивная стадия - это период от рождения первенца до рождения последнего ребенка. Данный период охватывает примерно 3 года брака.
- Социализирующая стадия - эта стадия также реализуется с рождением первого ребенка и длится до этапа сепарации взрослых детей.
- Прародительство - это стадия после отделения детей от родительской семьи, формирования ими собственной семьи, а также впоследствии смерти супругов.
Основные особенности жизненного цикла семьи
Естественно, что приведенные выше схемы - это несколько усредненные представления. Нередко некоторые стадии затягиваются дольше обычного: например, сепарация от родительской семьи - и соответственно развитие не происходит как для родителей, так и для детей. К тому же на это влияют социополитические условия: экономические кризисы, политическая обстановка в стране.
Поскольку исходной предпосылкой формирования данной концепции являлась теория эпигенетического развития Э. Эриксона, то говоря о жизненном цикле семьи нельзя не упомянуть о кризис развития семьи. Так как переход на каждую стадию нередко сопровождается семейными кризисами, поскольку структура самих отношений видоизменяется.
Самый первый кризисный этап реализуется на первой стадии формирования семьи - противоречие семейных моделей двух супругов, наличие сформировавшихся установок и ожиданий относительно роли мужа и жены, разный сексуальный опыт, различие в родительских установках и планах, неудовлетворенность профессиональным развитием, отсутствие окончательной сепарации с родительской семьей.
Сложности, характерные для второй стадии - это смешение родительских и супружеских отношений (очень часто матери очень сильно вовлекаются в детско-родительские отношения. вызывая ревность у супруга, что нередко заканчивается изменами), отсутствие представления о функциях родительства в целом, наличие ограничивающих убеждений, формируется дисбаланс профессиональной и родительской идентичности, трансформируются сексуальные отношения супругов. Как следствие - возникает неудовлетворенность.
На третьей стадии основные сложности, в основном, связаны с осознанием родителями, что такое воспитание и как его реализовывать.
На четвертой стадии основная сложность связана со стагнацией супружеских отношений, которая возникает в результате снижения эмоциональной наполненности отношений, кризисом профессионального роста. Основной путь заключается в расширении поведенческого арсенала: поиск новых форм проведения досуга, новых форм общения, видоизменения сексуальной жизни, а также может быть полезна работа с психологом.
На пятой стадии основная проблема заключается в отделении родителей от детей (сепарация), возвращение к супружеским отношениям, обретение собственной автономии, продолжение самореализации (но не в детях, а в своей деятельности). Нередко на данной стадии супруги ощущают одиночество и никчемность собственной жизни, не знают, куда себя направить.
На шестой стадии нередко происходит разочарование в партнере, неспособность вновь строить партнерские отношения, а не родительские, ощущение опустошения.
На седьмой стадии важно принять свое старение, свой новый статус пенсионера, а также новый статус прародителя. Это способствует активизации новой формы отношений с семьей детей, а также с супругом.
На восьмой стадии основная трудность - это одиночество или постоянная скорбь по утрате. Здесь важно включить овдовевшего родителя в семью, развить новые формы отношений, способствовать обретению нового смысла жизни.