Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Застенчивый ребенок в школе, особенности взаимодействия

Все предметы / Психология / Застенчивый ребенок в школе, особенности взаимодействия
Определение 1

Застенчивость — это свойство личности и обусловленное им поведение, характерными чертами которого являются: робость, нерешительность, боязливость, скованность и неловкость при общении с людьми из-за неуверенности в себе.

Застенчивый ребенок старается избегать действий, которые требуют ответственности, проявления инициативы, практического общения с людьми.

Природа и сущность застенчивости

Застенчивость считается психосоциальной проблемой, которая чаще всего связана с некоторыми свойствами характера (например, робостью, совестливостью, нерешительностью, медлительностью, неловкостью и др.). Застенчивый человек не уверен в своих силах, тревожен, склонен к сомнениям, страху, тоске. Он мнителен и стеснителен.

Родители, которые ждут рождение ребёнка, не задумываются практически никогда, будет ли он робким и застенчивым. Как правило, больше волнует здоровье новорожденного, его рост и вес. Заостряя всё своё внимание на развитии моторных, двигательных и языковых навыков ребёнка и его образование, родители и педагоги начинают забывать о его социальном и эмоциональном росте. Часто взрослые не предают значения тому, насколько глобальными могут являться последствия пренебрежения и невнимательности отношения к эмоциональному состоянию маленького человека.

Обычно родители замечают, что с их детьми не всё в порядке слишком поздно. В случае с застенчивостью это происходит, когда ребенок уже запуган целым миром. Есть взрослые, которые вообще не уделяют эмоциональному здоровью детей никакого внимания. Для них главное, чтобы он хорошо себя вел и не создавал своим поведением никаких проблем. Они руководствуются, как правило, принципами: «молчание – золото», «детей должно быть видно, но не должно быть слышно» и «главное – послушание».

Готовые работы на аналогичную тему

Мать и отец должны своевременно задуматься над тем, что всё, что начинает угнетать или удручать ребёнка (например, отсутствие умения общаться со сверстниками, неумение выражать свои собственные чувства и мысли), представляет собой угрозу его здоровью.

Особенности застенчивых детей

В соответствии с наблюдениями, в большей степени подвержены застенчивости те дети, которые ладят с взрослыми людьми, но не способны находить общий язык с ровесниками. Также это могут быть одарённые дети, дети, которые опережают в своём развитии ровесников, дети, находящиеся в изолированных местах проживания (например, в сельской местности или опасных городских районах). Застенчивость присуща для плохо развитых физически детей, которые полагают, что они отличаются от других. Ребенок становится застенчивым при разводе родителей или наступлении других семейных кризисов.

Искажение семейного воспитания приводит к тому, что дети вырастают с эмоциональными нарушениями полярных типов. Они делятся на агрессивных и застенчивых. Проблема застенчивости в любом случае берет своё начало в детском возрасте, детских переживаниях и способах их восприятия и трактовки каждым конкретным человеком.

Особенности застенчивых детей, которые необходимо учитывать при взаимодействии с ними, включают:

  • Отсутствие способности четко и ясно излагать свои мысли;
  • Подверженность постороннему влиянию, в первую очередь, со стороны ровесников;
  • Отсутствие любопытства (ребенок не любит задавать вопросы и не пытается просить помощи у учителя или одноклассников при возникновении проблем в учёбе).

Особенности взаимодействия с застенчивым ребенком предполагают то, что за ним необходимо чёткое наблюдение. Это должно происходить в школе и дома (со стороны родителей и со стороны учителя). В любом случае есть вероятность «упустить» момент, когда появляется застенчивость, которая возникает как следствие проблемы взаимоотношений со сверстниками или отсутствия внимания родителей к ребенку в рамках семьи. Это неминуемо приводит к внутренним переживаниям, после чего развивается комплекс неполноценности.

До того, как выбрать вариант взаимодействия с застенчивым ребенком, необходимо определить степень застенчивости. Для этого был разработан специальный тест А. И. Захарова по оценке степени застенчивости ребёнка. В соответствии с результатами теста можно приступить к поиску решения проблемы застенчивости, выбирая правильный путь коммуникации с ребенком.

Общение с застенчивыми детьми в школе

Для социализации застенчивых детей в школе требуется комплексный подход с привлечением самих детей и их окружения. Психолог Коломенская обращался к школьникам, у которых не сложились отношения с товарищами в классе. Она выдвинула несколько причин, предлагая задуматься о причинах, по которым это происходит. Для общения и налаживания отношений психолог предложила соответствующие методы.

Ученые считают, что в воспитании застенчивых детей большая доля ответственности лежит на воспитывающем взрослом. Это связано с тем, что его личность представляет собой мощнейший фактор развития личности. Также существуют рекомендации по работе с застенчивыми детьми в школе. Эту работу должны проводить учителя.

Замечание 1

В школе важно помнить, что работа с застенчивыми детьми должна быть систематичной и многоаспектной. Основное её назначение состоит в преодолении проблемного качества.

Педагоги берут за основу групповую или индивидуальную форму работы. Выработано большое количество заданий и упражнений для преодоления застенчивости, включая упражнения на выразительность речи, комплексную игру, снимающую страх публичных выступлений.

Отзывы педагогов и психологов должны способствовать поднятию самооценки ученика в его собственных глазах и в глазах окружающих людей. Здесь нужно подкреплять у застенчивого ребёнка уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Ребенку нужно оказать помощь, чтобы найти в себе что-то хорошее, за что он мог бы себя уважать.

В школе педагоги привлекают ребёнка к выполнению разных поручений, которые связаны с обществом. Они создают ситуации, в которых застенчивым детям приходится вступать в контакт с одноклассниками. Во взаимодействии важно положительно и с позитивом относиться к ученику, принимая все его достоинства и недостатки. Здесь не должно быть чувства неудовлетворённости или желания очень быстро изменить ребёнка.

Педагогам необходимо осуществлять действия по искоренению застенчивости у детей. Для этого они привлекают родителей. Задача учителей состоит в разъяснении родителям особенностей такого ребенка, знакомстве с приемами оказания помощи застенчивым детям в домашних условиях.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис