Личность и одежда в психологии
Стиль одежды того либо иного человека предопределяется такими факторам как возраст, пол, социальный статус, профессия, принадлежность к той или иной субкультуре, эпоха, личный вкус, уместность, функциональность, образ жизни, религиозная принадлежность.
К изучению одежды человека психология обращается в нескольких аспектах. Так, психология личности рассматривает связь одежды и личности, которая эту одежду носит. Одежда здесь рассматривается как проявление личности, её представление о себе. Если одежда правильно подобрана, то она удобна, украшает человека и представляет человека другим, как бы презентует человека. Кроме того, хорошо подобранная одежда соответствует самооценке личности и субъективному отношению к ней. Отсюда, психологические требования к одежде у разных групп и типов людей будут различны. Выбирая себе одежду, человек определяет этим самым стиль своего поведения, потому что одежда начинает на него влиять. Со сменой одежды изменяются и манеры поведения.
Кроме этого психологию интересует и второй аспект, связанный с тем, что в общении одежда занимает определенное место. Одежда формирует первое впечатление о человеке и остается важным атрибутом его имиджа. Она дает информацию о национальности, классовой и групповой принадлежности.
Представления человека о том, как он выглядит со стороны, входит в роль, которую выполняет одежда. В сознании каждого человека есть система взглядов об особенностях восприятия себя другими людьми, что возникает на основе реакции. Эту особенность самосознания современная психология часто называет «Я-зеркальное».
Внимательному наблюдателю одежда говорит о характере, темпераменте, настроении человека, т.е. рассказывает о его аффективно-коммуникативных функциях. Разная одежда вызывает у людей разные реакции, например, она может подтолкнуть мужчину к смелому ухаживанию за женщиной, профессиональная одежда позволяет быстро определить, к кому можно быстро обратиться за помощью, т.е. выполняет информационно-коммуникативную функцию.
Данные аспекты одежды являются предметом изучения социальной психологии.
Проблемой изучения психосемиотики является проблема знаковости в одежде. Она занимается изучением происхождения одежды и её функций как знака в обществе людей, как, где и для чего она выполняет эту функцию. Одежда и её элементы рассматриваются как сигнально-знаковая система, воспринимаемая вместе с другими невербальными сигналами общения. Понятно, что одежда королевы обязывает к королевским манерам.
Предметом детской психологии являются вопросы возрастных особенностей восприятия отношения и выбора одежды в детском возрасте. Родившемуся малышу без разницы как он выгладит, а вот удобство одежды для маленького человека имеет большое значение. Неравнодушным к одежде ребенок становится в три года, достаточно явно демонстрируя свои предпочтения.
Одежда и характер женщины
Одежда, которую носит женщина, может рассказать о её характере и настроении.
Вещи, которые шьются на заказ, как правило, носят яркие и неординарные личности, любительницы эксклюзивных вещей. Отклонения от стандарта может вывести их из равновесия. Сшитая на заказ одежда скрывает недостатки фигуры и подчеркивает её достоинства. Из аксессуаров они предпочитают дорогие часы, дешевую бижутерию не используют. Ведут они себя надменно, но, при этом, очень ранимы.
Далеко видно творческую личность, – имея малый гардероб, такие женщины стараются каждый день выглядеть по-новому. Гардероб этих женщин содержит вещи всех направлений. В толпе такая творческая женщина узнается просто – по беспорядку в одежде, где могут сочетаться бесформенные штаны, цветной пуловер, большая сумка и маленькое черное платье. Часто таких творческих людей обвиняют в безвкусице. Мужчинам интересно наблюдать за такими особами, поэтому вокруг них они всегда есть.
Есть среди женщин такие, кого называют модницы. Это общественное мнение очень много значит для них, поэтому они всегда следуют новомодным тенденциям. Цель таких модниц – добиться обеспеченной жизни и, надо сказать, что они добиваются этого.
Приверженцев одному стилю относят к консервативным людям. В гардеробе таких женщин преобладают вещи очень похожие, отличие могут составлять молния или пуговицы. Их жизнь идет по плану, к окружающим отношение враждебное, перемены встречают в «штыки». Цели их реальны, силы рассчитаны.
Женщины классического стиля в себе всегда уверены и не имеют потребности ежедневно доказывать окружающим, что они самые лучшие.
Женщины, с преобладанием в гардеробе спортивного стиля, в жизни ещё не определились, потому что этот стиль в основном свойственен подросткам. Конечно, спортивная одежда на тренировках или на отдыхе является исключением.
Стиль хиппи бросает обществу вызов – это рваные и потертые джинсы, длинные платья, майки большого размера, кроссовки, грубые ботинки.
Стиль роковой женщины – платье с глубоким декольте, высокие каблуки, чулки, красная помада. Выглядит это, прямо скажем, вульгарно. У женщин, предпочитающих этот стиль, самооценка заниженная. Других достоинств они у себя не видят, поэтому привлекают внимание «ярким» образом.
Предпочитающие глубокое декольте относятся к властным женщинам, которые стремятся за всем следить и всё контролировать. Закрытую одежду с множеством украшений предпочитают замкнутые особы, не желающие, чтобы в их внутренний мир кто-то заглядывал.
Как бы там ни было, женщина – это уникальность и в её гардеробе есть атрибуты многих стилей, которые можно комбинировать.
Рисунок 1. Влияние цвета одежды на человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Цвет одежды тоже дает информацию о женщине, о её характере. Темные тона и минимум аксессуаров преобладает в одежде неуверенных в себе женщин. Их хорошо видно по неухоженности, растрепанным волосам. Они верят в то, что со временем гадкий утенок превратится в прекрасного лебедя. Преобладание коричневого цвета в одежде и всех его оттенков говорит об уверенности женщины, о её взвешенных решениях. Черный цвет говорит о том, что женщина желает быть в полном одиночестве и спокойствии, а белый и желтый цвета показывают развитое воображение. Цвет страсти – красный, такие дамы стараются быть лидерами, но у них не всегда это получается. Розовый цвет располагает к воспоминаниям о прошлом, а голубой – о будущем. Многое говорит о женском характере и обувь.
Психологические особенности личности и их влияние на формирование индивидуального стиля.
Как говорят специалисты в области стиля, ограничивать в оформлении одеждой необходимо сангвиника и холерика, а меланхолика и флегматика надо, наоборот, поощрять.
Обладательницы холерического темперамента, горячие и нетерпеливые, являются активными потребителями моды. О гармонизации одежды с обликом они мало заботятся и видят «моду на себе», а не «себя в моде». В соответствии со своим темпераментом, они могут переборщить с красками, используя яркие, насыщенные тона.
Активными потребителями моды являются сангвиники, требующие разнообразия, потому что старое надоедает. Сангвиники хорошо разбираются в выборе основных решений гардероба, склоняются к восприятию элегантности и утонченности. Поскольку характер сангвиника жизнерадостный, то он выбирает живые краски.
Что касается флегматиков по отношению к моде, то они являются очень консервативными, выбирают устоявшиеся, классические формы. Очень ценят удобство в одежде и почти не изменяют выбранному стилю. От моды флегматики отстают, потому что трудно ей подчиняются из-за своей инертности. Флегматики требуют постоянного поощрения, тогда у них появляется стимул хорошо одеваться.
Меланхолики воспринимают и одобряют моду, но из-за своей скромности и нерешительности редко ей следуют. Часто выбирают одежду излишне скромную, поэтому проходят мимо незамеченными, несмотря на внешнюю привлекательность.
У американских психологов есть теория «времен года», исходя из которой женщины делятся на весенний, осенний, летний, зимний типы:
- Весенний тип естественный, искренний, хрупкий с запасом бодрости и оптимизма. Натуры этого типа увлекающиеся и любознательные, полны новых идей.
- Летний тип его представительницы очень женственны и выглядят раскованными и уверенными в себе, когда правильно выбирают свой стиль. Они тщеславны, но со спокойным и терпимым характером.
- Осенний тип - женщины целеустремленные и энергичные, они прочно стоят на земле, излучают уверенность и непоколебимость. Их присутствие создает ощущение уюта.
- Зимний тип – это элегантные, экстравагантные, импозантные, гордые и аристократичные дамы. У них сильное эротическое поле, которое уживается с холодной неприступностью.
Безусловно, психологические особенности конкретной личности, не всегда совпадают с этими характерными признаками, но надо помнить, что это восприятие типа, которое определяется психологическим восприятием цветовой гаммы, свойственной данному типу.