Отклоняющееся поведение — это социальное поведение, которое не соответствует нормам или системе норм, принятым большей частью индивидов в обществе или в группе.
Отклоняющееся поведение подростков и особенности подросткового возраста
В современной ситуации общественного развития сформировались условия для роста количества отклонений. Они касаются социального, физического и психического развития подростков.
Для каждого общества характерны определенные формы социальных отклонений, которые вытекают из конкретных исторических условий существования общества, подразделяющихся на следующие группы:
- Социальные,
- Экологические,
- Политические,
- Нравственные.
Сумма социальных отклонений дает возможность предопределить нравственный климат соответствующего общества, уровень законности и правопорядка, степень сплоченности социальных групп. Анализ и оценка любого отклоняющегося поведения делит его сравнения с какими-либо нормами.
Нестандартное (девиантное, отклоняющееся от нормы) поведение обозначают в качестве системы поступков или ряда отдельных поступков, которые противоречат принятым в социуме нормам. Такое поведение проявляется как уклонение от нравственного и эстетического контроля собственного поведения.
Подростковый период — это очень важный этап жизни. Он способен во многом определить дальнейшую судьбу человека. Подросток предпринимает попытку осмыслить самого себя, приятелей, сверстников, родителей, общественные ценности.
Поиск собственного места в обществе можно отнести к развитию самосознания и постепенному овладению нормами и правилами жизни в социуме. Здесь психологически-социальные аспекты поведения подростков обусловили особенности их воспитания в семье, отношения к ведущей деятельности и система отношений с окружающими (в первую очередь, со сверстниками и взрослыми).
Отклоняющееся поведение и социокультурные риски образовательного пространства
Факты, которые относятся к росту отклоняющегося поведения подростка, дали стимул для активизации психологической и педагогической деятельности. Она связана с детальным анализом феномена отклоняющегося поведения, включая определение его генезиса, состояния, и профилактики.
Социокультурные риски образовательного пространства связаны с тем, что увеличивается число детей с отклоняющимся поведением. Этот процесс во многом можно объяснить наличием недостатков в образовательном и воспитательном процессе, трудностями социализации и самореализации детей в школах.
Социокультурные риски и отклоняющееся поведение имеют основу в виде страха перед школой, негативных ожиданий со стороны школьного коллектива, конфликтных ситуаций с преподавателями. Учителя могут несправедливо и неуважительно относиться к детям, что вызывает их отклоняющееся поведение. Это выражается через оценочные и оскорбительные высказывания учителей в отношении способностей и внешности учащихся, навешивание ярлыков.
Данные социокультурные риски и прочие факторы обучения в общеобразовательных школах могут стать толчком к формированию у подростков девиантных форм поведения. В современных школах подростки часто подвергаются избыточному давлению. В таких ситуациях им приходится притворяться «хорошими», подчиняясь многочисленным и порой необоснованным требованиям. Рост и давление обязательств способны вызвать у ребят неадекватное поведение, так как проявляются параллели между эмоциональными реакциями и развитием отклоняющегося поведения.
Связь отклоняющегося поведения и условий обучения подростков в современных общеобразовательных школах требует формирования специальных условий для коррекции и профилактики.
Исследование отклоняющегося поведения подростков во взаимосвязи с социокультурными рисками образовательного пространства школы
Теоретическое значение исследования состоит в процессе обобщения современных научных представлений о феномене развития отклоняющихся форм поведения. Он включает исследование:
- Причин и форм проявления школьной дезадаптации и девиаций в соответствии с реализацией функций обучения подростков в образовательных учреждениях в виде культурно-образовательного пространства;
- Критериев, уровня и показателей, которые определяют воздействие учебы на развитие девиантных форм поведения;
- Структуры и состава моделей и инструментов коррекции девиантного поведения у подрастающего поколения.
Практическое значение таких исследований заключается в возможности применения полученной информации в работе школьного психолога, социального работника и педагогов, которые создают и организуют общеобразовательную среду. Последняя должна концентрироваться на профилактике отклоняющегося поведения подростков, возможностях использования развивающих и профилактических программ в деятельности медико-социальных центров, центров психологической реабилитации и коррекции.
В состав методического инструментария исследований связи между отклоняющимся поведением и социокультурными рисками образовательного пространства можно включить биографические методы, методы наблюдения и клинической беседы, описательные и сравнительные методы, структурно-типологический метод и корреляционный математико-статистический анализ.
Для исследования групп подростков, как правило, используются различные стандартизированные тесты-опросники. В первую группу таких тестов следует включить диагностику уровня школьной тревожности Филипса, многофакторное исследование личности (Р. Б. Кеттелл), диагностику коммуникативной социальной компетентности и метод измерения уровня тревожности.
Вторая группа опросников включает методику диагностирования уровня эмпатических способностей (разработал Бойко), мотивацию профессиональной деятельности, опросник «Анкета для самооценки толерантности учителя» и методику «Диагностика «помех».