Подростковый возраст — это переход от детства к взрослости, который зачатую протекает остро и содержит ряд противоречивых тенденций. Для этой сложной стадии характерны положительные и отрицательные проявления.
Самооценка и тревожность в подростковом возрасте
В подростковом возрасте происходит завершение оформления определенной схемы поведения, оказывающей влияние на физическое и психическое здоровье, на последующую общественную и личную жизнь. Главный момент этого периода состоит в выходе человека на качественно новую социальную позицию, в формировании и активном развитии сознания и самосознания личности. Поведение подростков все больше регулируется через их самооценку.
Отметим, что проблема самооценки представляет собой сложнейшую тему в психологии личности. В ней разработано большое число теорий самооценки, которые часто пересекаются в своих существенных элементах, а иногда противоречат друг другу.
Основной функцией самооценки в психической жизни личности можно считать то, что она выступает необходимым внутренним условием для регуляции поведения и действий. По этой причине данной проблеме необходимо уделять большое внимание в ходе исследования особенностей подросткового возраста.
Ещё одна особенность подросткового периода, заключается в становлении эмоционально-волевой сферы, через которую характеризуется психическое развитие. В случае нарушения эмоциональной сферы у подростков может проявиться такое явление как тревожность.
Тревожность является широко распространенным психологическим феноменом нашего времени, который стал частым симптомом неврозов и функционального психоза. Тревожность выступает в качестве пускового механизма расстройства эмоциональной сферы личности.
Связь образа отца, тревожности и самооценки
Связь тревожности и самооценки с образом отца обусловлена у подростка тем, что основным новообразованием данного возраста считается проявление представления о себе как "не о ребенке". Ребенок сравнивает себя со взрослым (чаще всего мальчик с отцом, девочка с матерью) и может прийти к заключению, что между ними нет никакой разницы.
В этот период повзрослевший ребенок начинает требовать от окружающих людей, чтобы его больше не считали маленьким, осознавая впервые свои права. Он начинает чувствовать себя взрослым, стремясь быть и считаться им, отвергая свою принадлежность к детям. При этом у него часто еще нельзя наблюдать подлинную, полноценную взрослость, а можно увидеть огромную потребность в признании окружающими его.
В связи с подражанием отцу следует рассмотреть виды взрослости, которые выделяла и изучала Т. В. Драгунова:
- Подражание внешним признакам взрослых;
- Социальная зрелость;
- Интеллектуальная взрослость;
- Равнение мальчика на качества «настоящего мужчины» и др.
Самооценка подростка, в первую очередь, формируется при подражании внешним признакам взрослости. Он может начать курить, играть в карты, употреблять вино, разговаривать на особом лексиконе, стремиться к взрослой моде в одежде и прическе, использовать косметику, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания.
Данные способы взросления являются самыми легкими, но и самыми опасными. Тревожность и проблемы с самооценкой могут возникнуть при подражании особому стилю веселой, легкой жизни. Такое поведение названо социологами и юристами "низкой культурой досуга". В этой ситуации говорят об утрате познавательных интересов и сложении специфической установки праздно провести время.
С образом отца тесно связано равнение подростков мальчиков на качества "настоящего мужчины". Качества включают силу, смелость, мужество, выносливость, волю, верность в дружбе и др. Отец, как никто иной способен передать эти качества своим детям. Так, часто средством самовоспитания становятся занятия спортом. Интересный факт последнего времени состоит в том, что даже многие девушки сегодня стремятся обладать качествами, которые веками относились к мужским.
Социальная зрелость и интеллектуальная взрослость
Социальная зрелость проявляется при условии сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности. Здесь также очень важен образ отца, поскольку подросток занимает место помощника взрослого. Часто это находит проявление в семьях, которые переживают трудности, там фактически подросток и занимает положение взрослого. В таких семьях забота о близких и их благополучии может принимать характер жизненной ценности.
Большое число мальчиков подростков стремятся овладеть разными взрослыми умениями (слесарные и столярные работы, вождение автомобиля и др.). Начало подросткового возраста является очень благоприятным временем для этого. По этой причине психологи подчеркивают важность образа отца и необходимость включать подростков как помощников в соответствующие занятия взрослых.
Интеллектуальная взрослость связана со стремлением подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Она стимулирует развитие познания, а ее содержание способно выходить за рамки школьной программы. Отметим, что существенный объем знаний у подростков является результатом самостоятельной работы. Учение для таких детей приобретает личный смысл, превращаясь в самообразование.
Для подросткового возраста также присуще господство детского сообщества над взрослым. Ведущей деятельностью здесь считается интимно-личностное общение со сверстниками. Здесь же формируется самооценка ребенка и проявляются первые признаки тревожности.
Образ отца в этом случае выступает своеобразной формой воспроизведения отношений в семье на отношения между сверстниками. Важной здесь является форма освоения этих отношений, поскольку они считаются более значимыми, так как происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.
Именно в общении со сверстниками происходит освоение норм социального поведения, моральных норм. Здесь же формируются отношения равенства и уважения, мыслимо и воображаемо проигрываются все самые сложные аспекты будущей жизни.