Креативность и рефлексия
Рефлексия – это способность индивида встать в позицию «исследователя» или «наблюдателя» по отношению к самому себе, своим поступкам, действиям, поведению и мыслям.
Особое внимание необходимо обратить на мыслях, которые индивид посредством рефлексии подвергает анализу. В процессе рефлексивного анализа, человек рассматривает норму реализации собственных мыслей и идей, возникающие затруднения и сложности. В данном случае одной из фаз рефлексии выступает креативность, которая следует сразу за затруднением, в виде перебора различных вариантов разрешения сложившейся ситуации или проблемы.
Креативность в рефлексии – это процесс генерирования нового варианта ответа на возникшие затруднения, отличного от тех, которые уже известны субъекту и были им опробованы.
Например, в процессе шахматной игры, игрок осуществляет перебор всех возможных вариантов, просчитывает их последствия и выбирает наиболее оптимальный и действенный.
Более наглядно взаимосвязь креативности и механизмов рефлексии личности рассматривается при анализе феномена «контекстной рефлексии».
«Контекстная рефлексия» - это позиция того, кто осуществляет рефлексию, посредством выбора определенных средств рефлексивного описания и способами использования рефлексивных описаний.
В данном случае рефлексия уже не будет являться автономной способностью человека и развитием у него креативной деятельности. При этом креативность будет иметь многоплановый характер и проявляться в разнообразных процессах рефлексии личности.
Таким образом, место рефлексии личности в феномене креативности представляется достаточно неопределенным, так как не у каждого индивида в процессе рефлексии может наступить креативная фаза. В случае, если она наступает, то индивид не всегда осознает и признает ее проявление, так как в момент разрешения проблемы он испытывает чувство удовлетворения от проделанной работы и положительной самооценки собственной деятельности.
Взаимосвязь креативности и механизмов рефлексии личности необходимо рассматривать с точки зрения внешнего и внутреннего пространства индивида. Креативность в процессе рефлексии возникает при соположении внутреннего и внешнего пространства человека и успешного преодоления барьера между ними.
Важным вопросом в данном положении является процесс рефлексивного управления феноменом креативности. Как показывают проведенные психологические исследования, попытка рефлексивного управления креативности приводит к возникновению псевдокреатива. Именно поэтому специальное и целенаправленное управление креативностью требует от индивида значительного расхода собственных ресурсов и в итоге приводит не к достижению цели, а искажению полученного результата.
Кроме того, процесс рефлексивного управления креативностью может быть аллегорически сравнено с искажением направления креативной траектории, которая будет оказывать влияние на инструментарий рефлексии и выбор точки обзора рефлексируемого действия (предмета, явления и т.д.).
Креативные и рефлексивные структуры
Рефлексивные структуры и креативные структуры имеют общее множество пересечений. По своей природе они могут быть сотрудничающими, конфликтующими и творческими. Это означает, что элементы, входящие в рефлексию могут быть вовлечены в креативность, в результате чего повышается их степень функционирования.
Проведенные психологические исследования, показали, что взаимосвязь креативности и механизмов рефлексии личности проявляется в следующем:
- Структура механизмов рефлексии личность весьма разнообразна и во многом зависит от характера протекания мыслительной деятельности у индивида. В этой связи вербальная креативность находится в тесной взаимосвязи с рефлексией общения и ретроспективной рефлексией. В свою очередь, невербальная креативность, находится во взаимосвязи с перспективной и ретроспективной рефлексией. Общим для невербальной и вербальной рефлексии являет то, что они обе связаны с индивидуальной степенью выраженности креативности у каждого индивида в отдельности.
- Уровень выраженности креативности принципиально различен у низкорефлексивных, среднерефлексивных и высокорефлексивных индивидов. Так, выраженность креативности (принятие креативных решений) значительно выше у высокорефлексивных личностей, в то время как у низкорефлексиных выраженность и проявление креативности минимально.
- Рефлексивные механизмы во многом связаны с возможностью личности оценивать, а именно с качеством оценки собственной креативность и ее желаемым уровнем. То есть, механизмы рефлексии положительно связаны с возможностями индивида адекватно оценивать качество собственной креативности. В зависимости от вида рефлексии проявляется и степень оценивания своих креативных способностей. Так, ретроспективная рефлексия – это самокритичность; рефлексия общения – самооценка критичности и гибкости; рефлексивность в общем – оригинальность, гибкость и критичность; перспективная рефлексия – самоанализ «идеального» образа «Я» и стремление к новизне и оригинальности.
- Выраженность личностных качеств индивида во многом связана с типом взаимодействия разных уровней рефлексивности, с разной степенью выраженности вербальной и невербальной креативности. Так индивидов, относящихся к типам с высоким уровнем рефлексивности в сочетании с высоким уровнем вербальной и/или невербальной креативности, характеризует четкая осознанность жизненных сфер и ценностей, более высокая мотивация и саморуководство. Индивидов, относящихся к типам с низким уровнем рефлексивности и низким/средним уровнем креативности, отличают нечеткое осознание жизненных целей и ценностей, невысокая мотивация и саморуководство.
Таким образом, взаимосвязь механизмов рефлексии и креативности очевидна. В процессе рефлексии индивид стремится осуществить анализ собственного поведения, действий или высказываний. В случае возникновения затруднений, он стремится найти наиболее эффективный и оптимальный метод разрешения проблемы. Именно с этого момента в механизме рефлексии начинается креативный этап.