Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Взаимосвязь концепций детского развития и методов его исследования

Определение 1

Детское развитие — это важнейшая часть воспитания ребенка. Если интеллектом детей начать заниматься с раннего возраста, то по мере взросления они будут легче воспринимать информацию и добиваться значительных успехов в умственной, творческой, эмоциональной области.

Концепции детского развития

Сегодня так и не принято единой теории, которая способна дать всеобъемлющее представление о психическом развитии детей. Для получения более или менее полной картины детского развития, поведения и воспитания необходимо ознакомиться с несколькими теориями, выражающимися через тип периодизации.

Предметом психоаналитической теории являются эмоции и межличностные отношения. Самыми известными считаются две периодизации представителей психоаналитической теории: З. Фрейд и Э. Эриксон.

Зигмунд Фрейд рассматривал развитие личности с помощью действия биологических факторов и опыта раннего семейного общения. Он считал, что ребенок проходит пять этапов психического (точнее, сексуального) развития. На каждом из них интересы ребенка сосредотачиваются вокруг определенной части тела, которая служит источником получения удовольствия:

  1. Оральная стадия (от рождения до 2 лет);
  2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет);
  3. Фаллическая стадия (от 4 до 5 лет);
  4. Латентная стадия (от 6 до 12 лет);
  5. Генитальная стадия (от 12 до 18 лет).

Когнитивная теория в основном касается вопросов становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Максимально полно процесс умственного развития рассматривал ученый Ж. Пиаже. Человек, по его теории, в своем умственном развитии должен пройти четыре большие периода: чувственно-двигательный (сенсомоторный), дооперативный (от 2 до 7 лет), стадию конкретного мышления (от 7 до 11 лет), стадию формально-логического (абстрактного) мышления (от 12 до 18 лет и далее).

Теория поведения пыталась объяснить, почему, когда и как ребенок обучается вести себя таким или иным образом. Данная теория иногда называется бихевиористской (от англ. behavior – поведение). Основоположник бихевиоризма — Д. Уотсон. Также большой вклад в практическое осуществление этой концепции внес Б. Скиннер. Последователи бихевиоризма подчеркивали влияние среды на поведение и развитие ребенка. Они выделили три типа социального обучения: классическое, оперантное обусловливание и подражание.

«Взаимосвязь концепций детского развития и методов его исследования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Биологическая теория занималась сравнением поведения людей и животных в естественных условиях. Ее последователи акцентировали внимание на определении общего и специфического в поведении. Научное направление, которое занималось этими проблемами, называется этология. К. Лоуренц в рамках учения вводит в психологию понятие «импринтинг» (запечатлевание). В соответствии с мнением этологов, люди рождаются с определенными зафиксированными образцами действий (генетически детерминированные формы поведения – инстинкты).

Специфика использования методов исследования в работе с детьми определяется тем, что психологические опыты в возрастной и педагогической психологии концентрируются на поиске движущих сил и раскрытии законов динамического развития и формирования психологических состояний, свойств и процессов. При их применении устанавливается зависимость данных явлений от условий общения, воспитания, деятельности и обучения ребенка.

Методы исследования детского развития

Среди методов исследования детского развития необходимо выделить:

  • Организационные,
  • Эмпирические,
  • Методы обработки данных,
  • Интерпретационные методы,

Ж. Пиаже была создана Женевская школа генетической психологии, изучающая умственное развитие ребенка. Объектом науки является исследование происхождения интеллекта, формирования у детей фундаментальных понятий (объект, пространство, время, причинность). Она занимается исследованием представлений ребенка о явлениях природы (например, по какой причине солнце и луна не падают, облака двигаются, ветер дует, река течет и др.). Пиаже интересовали особенности детской логики и, в первую очередь, механизмы познавательной деятельности, скрытые за внешней картинкой поведения ребенка.

Для определения скрытых, но все определяющих механизмов, ученые в рамках теории разработали новый метод психологического исследования. Он называется метод клинической беседы. В его процессе изучению подвергаются не сами симптомы в качестве внешних признаков явления, а процессы, которые приводят к их возникновению. Данный метод считается весьма сложным, но он дает необходимые результаты в руках опытных специалистов в сфере психологии.

Акцент здесь делался на качественный аспект, когда проводился анализ отдельных случаев. Важным элементом метода становится своеобразный констатирующий качественный эксперимент. При этом некоторые исследования выполнялись только с помощью метода объективного наблюдения без использования экспериментального вмешательства.

Своеобразие эксперимента состоит в том, что данная процедура являлась абсолютно нестандартизированной (даже в тех ситуациях, когда происходило изучение восприятия, т. е. в случае психофизических экспериментов). Как в любых других экспериментах, в экспериментах Пиаже осуществлялась проверка какой-либо гипотезы. Но поскольку в качестве испытуемых выступали дети, то каждый из них представлял собой индивидуальный случай развития. По этой причине гипотеза, проверка которой происходила в эксперименте, выстраивалась для каждого в отдельности.

Взаимосвязь концепций и методов

Л. С. Выготский привел психологию от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к тому, чтобы производить раскрытие их сущности. Им был введен новый — экспериментально-генетический метод исследования явлений психики.

Выготским была проведена разработка учения о возрасте в качестве единицы анализа детского развития. Он предлагал другое понимание хода, условий, источников, форм и специфики психического развития детей.

Категория «психоанализ» также означает метод исследования развития ребенка. Классический психоанализ, разработанный Фрейдом, означает специфический вид терапии. При его использовании аналитические пациенты вербализуют мысли (свободные ассоциации, сны и фантазии). На основе этого аналитик делает заключение о бессознательных конфликтах, которые являются причиной симптомов и проблем характера. Далее происходит их интерпретация для клиента и происходит поиск путей разрешения проблем.

Дата последнего обновления статьи: 21.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot