Сущность понятия, структура, компоненты общения
Общение - это процесс формирования связей и контактов между отдельными людьми и группами людей, который включает себя обмен информацией для реализации совместной деятельности.
Многоплановость общения проявляется в том, что оно реализуется на нескольких планах:
- межличностный план: общение - это процесс, реализуемый между человеком и другими людьми или общностями людей, с которыми он связан,
- когнитивный план: общение позволяет нам получать информацию относительно наших собеседников (что это за человек, каковы его особенности и т. д.),
- информационный план: общение - это процесс взаимного обмена информацией, которая может выражаться в представлениях, идеях, планах, настроениях,
- эмотивный план: общение - это процесс, важной частью которого являются эмоциональные проявления собеседников (настроение, реакции, чувства и т. д.),
- поведенческий план: общение - это поведенческий акт, реализуемый для согласования внутренних или внешних противоречий собеседников.
Общение возможно только при помощи знаковых систем. Глобально выделяют две знаковые системы: вербальная (речевая) и невербальная (неречевые средства общения). К вербальным средствам общения относятся устная и письменная речь. Невербальные средства общения более тонкие, но нередко гораздо более значимые - доля невербальных средств в общении существенно превышает долю вербальных. Это объясняется тем, что невербальные средства выполняют функцию регуляции общения. К невербальным средствам относятся:
- визуальные средства: движения (рук, ног, головы, пальцев), поза, направление взгляда, выражение лица, дистанция (расположение в пространстве), кожные реакции;
- акустические: паралингвистические (интонации, тон голоса, паузы в речи, тембр, высота звука), экстралингвистические (вздохи, кашель, смех, плач);
- тактильные: физическое воздействие, рукопожатие, хлопанье по плечу, объятия;
- ольфакторные: запахи (приятные или неприятные, искусственные или естественные).
Общение чрезвычайно многообразно в своих формах. В психологии выделяют:
- межличностное общение (непосредственный контакт людей в парах или группах знакомых друг другу людей),
- массовое общение (множественные контакты с незнакомыми людьми, а также общение с помощью средств массовой информации),
- межперсональное общение (участники общения - конкретные личности, но обладающие характерными чертами и особенностями, которые раскрываются по ходу общения),
- ролевое общение (участники общения - представители определенных ролей), доверительное общение (в ходе общение люди обмениваются ценной или интимной информацией),
- конфликтное общение (общение характеризуется постоянным противостоянием и недоверием),
- личное общение (реализуется в неофициальном формате),
- деловое общение (реализуется на формальном уровне между людьми, исполняющими свои обязанности и включенными в какую-либо деятельность),
- прямое общение (с помощью речи),
- опосредованное общение (с помощью вспомогательных средств: письма, видео, аудио)
Структура общения
Структура общения представлена следующими компонентами:
- Мотивационно-целевой компонент - это система мотивов и целей общения. Данный компонент является определяющим, поскольку соотношение мотивов общения между партнерами может быть дополняющим, сочетающимся или конфликтным, а это уже задает тон всему общению, будет оно дружественным или конфликтным. Целями общения могут быть: передача информации, активизация партнеров по общению, снятие напряжения между партнерами, регуляция совместной деятельности, оказание помощи, влияние на других людей. Цели также могут совпадать, дополнять или исключать друг друга.
Коммуникативный компонент - это непосредственный процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Особенностью данного компонента является его многоаспектность: коммуникация включает в себя не просто обмен информации, а ее уточнение, развитие и трансформацию. В коммуникации обмен информации строится на взаимном отношении партнеров друг к другу, и им же регулируется. В коммуникации партнеры по общению могут влиять друг на друга, оказывать воздействие. Самое важное, что важно в коммуникации - это наличие единой системы кодификации (понимание того, что мы говорим на одном языке).
Замечание 1Общая схема реализации коммуникации такова: коммуникатор -> информация -> реципиент -> обратная связь -> коммуникатор. Данная схема в очередной раз подтверждает, что коммуникация - это не просто обмен информацией между двумя субъектами, это динамический процесс передачи и усвоения информации.
Обратная связь является важнейшим звеном коммуникации: она отражает то, насколько информация дошла до получателя, насколько она понята и принята.
Интерактивный компонент - это характер взаимодействия между партнерами по общению. Интеракция может быть следующих видов: конкуренция, конфликт, приспособление, сотрудничество, оппозиция, ассоциация.
- Перцептивный компонент - это системная работа восприятия себя и своего партнера по общению: внешнего вида, поведения, слов. Это наиболее субъективный компонент общения, в результате которого нередко развивается недопонимание.
Взаимопонимание как феномен общения
Сущность взаимопонимания проявляется в согласовании каждым из партнеров по общению самого предмета общения, а также мотивов общения, целей, взаимных установок, схожести эмоционального и поведенческого реагирования.
Как уже отмечалось, межличностная перцепция, то есть восприятие партнерами друг друга в процессе общения, является одним из ключевых механизмов взаимопонимания.
Для его достижения необходимо, чтобы партнеры понимали друг друга на вербальном уровне, осознавали качества и особенности личности партнеров по общению. Важным условием взаимопонимание является формулирование межличностных соглашение и их практическая реализация: соглашения не должны сковывать и ограничивать партнеров. Для этого важно постоянно их корректировать и дополнять.
Партнеры по общению должны исходить из одной и той же системы координат, иметь общность установок и исходных предпосылок в общении - для этого важно уметь децентрироваться и встать на позицию другого человек, проявить эмпатию.
Основными механизмами взаимопонимания являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.
Идентификация - один из наиболее простых механизмов, который выражается в том, что человек как бы ставит себя на место другого и анализирует, как он бы поступил в данной ситуации
Эмпатия - это способность эмоционально откликаться на переживания и чувства другого человека, сопереживать ему.
Рефлексия - это процесс осознания человеком того, как он воспринимается или будет восприниматься партнером по общению. Это представление того, каким видит меня партнер по общению
Взаимопонимание в целом можно прогнозировать на основе отношения людей к психологическим позициям партнеров. Критериями возможного взаимопонимания могут быть:
- предположения партнеров по общению об осведомленности каждого из них о предмете общения,
- предположения партнеров по общению о субъективной значимости данной деятельности для каждого из них,
- рефлексия партнеров относительно друг друга,
- оценка психологических качеств партнеров.
Основными сложностями, препятствующими взаимопониманию являются: искажения в межличностном восприятии друг друга, разные способы подачи и канализации информации, дефицит времени для обработки информации и составлении оценки, невозможность уточнить информацию, искажения информации