Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Взаимопонимание в общении

Сущность понятия, структура, компоненты общения

Определение 1

Общение - это процесс формирования связей и контактов между отдельными людьми и группами людей, который включает себя обмен информацией для реализации совместной деятельности.

Многоплановость общения проявляется в том, что оно реализуется на нескольких планах:

  • межличностный план: общение - это процесс, реализуемый между человеком и другими людьми или общностями людей, с которыми он связан,
  • когнитивный план: общение позволяет нам получать информацию относительно наших собеседников (что это за человек, каковы его особенности и т. д.),
  • информационный план: общение - это процесс взаимного обмена информацией, которая может выражаться в представлениях, идеях, планах, настроениях,
  • эмотивный план: общение - это процесс, важной частью которого являются эмоциональные проявления собеседников (настроение, реакции, чувства и т. д.),
  • поведенческий план: общение - это поведенческий акт, реализуемый для согласования внутренних или внешних противоречий собеседников.

Общение возможно только при помощи знаковых систем. Глобально выделяют две знаковые системы: вербальная (речевая) и невербальная (неречевые средства общения). К вербальным средствам общения относятся устная и письменная речь. Невербальные средства общения более тонкие, но нередко гораздо более значимые - доля невербальных средств в общении существенно превышает долю вербальных. Это объясняется тем, что невербальные средства выполняют функцию регуляции общения. К невербальным средствам относятся:

  • визуальные средства: движения (рук, ног, головы, пальцев), поза, направление взгляда, выражение лица, дистанция (расположение в пространстве), кожные реакции;
  • акустические: паралингвистические (интонации, тон голоса, паузы в речи, тембр, высота звука), экстралингвистические (вздохи, кашель, смех, плач);
  • тактильные: физическое воздействие, рукопожатие, хлопанье по плечу, объятия;
  • ольфакторные: запахи (приятные или неприятные, искусственные или естественные).

Общение чрезвычайно многообразно в своих формах. В психологии выделяют:

«Взаимопонимание в общении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • межличностное общение (непосредственный контакт людей в парах или группах знакомых друг другу людей),
  • массовое общение (множественные контакты с незнакомыми людьми, а также общение с помощью средств массовой информации),
  • межперсональное общение (участники общения - конкретные личности, но обладающие характерными чертами и особенностями, которые раскрываются по ходу общения),
  • ролевое общение (участники общения - представители определенных ролей), доверительное общение (в ходе общение люди обмениваются ценной или интимной информацией),
  • конфликтное общение (общение характеризуется постоянным противостоянием и недоверием),
  • личное общение (реализуется в неофициальном формате),
  • деловое общение (реализуется на формальном уровне между людьми, исполняющими свои обязанности и включенными в какую-либо деятельность),
  • прямое общение (с помощью речи),
  • опосредованное общение (с помощью вспомогательных средств: письма, видео, аудио)

Структура общения

Структура общения представлена следующими компонентами:

  1. Мотивационно-целевой компонент - это система мотивов и целей общения. Данный компонент является определяющим, поскольку соотношение мотивов общения между партнерами может быть дополняющим, сочетающимся или конфликтным, а это уже задает тон всему общению, будет оно дружественным или конфликтным. Целями общения могут быть: передача информации, активизация партнеров по общению, снятие напряжения между партнерами, регуляция совместной деятельности, оказание помощи, влияние на других людей. Цели также могут совпадать, дополнять или исключать друг друга.
  2. Коммуникативный компонент - это непосредственный процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Особенностью данного компонента является его многоаспектность: коммуникация включает в себя не просто обмен информации, а ее уточнение, развитие и трансформацию. В коммуникации обмен информации строится на взаимном отношении партнеров друг к другу, и им же регулируется. В коммуникации партнеры по общению могут влиять друг на друга, оказывать воздействие. Самое важное, что важно в коммуникации - это наличие единой системы кодификации (понимание того, что мы говорим на одном языке).

    Замечание 1

    Общая схема реализации коммуникации такова: коммуникатор -> информация -> реципиент -> обратная связь -> коммуникатор. Данная схема в очередной раз подтверждает, что коммуникация - это не просто обмен информацией между двумя субъектами, это динамический процесс передачи и усвоения информации.

    Обратная связь является важнейшим звеном коммуникации: она отражает то, насколько информация дошла до получателя, насколько она понята и принята.

  3. Интерактивный компонент - это характер взаимодействия между партнерами по общению. Интеракция может быть следующих видов: конкуренция, конфликт, приспособление, сотрудничество, оппозиция, ассоциация.

  4. Перцептивный компонент - это системная работа восприятия себя и своего партнера по общению: внешнего вида, поведения, слов. Это наиболее субъективный компонент общения, в результате которого нередко развивается недопонимание.

Взаимопонимание как феномен общения

Сущность взаимопонимания проявляется в согласовании каждым из партнеров по общению самого предмета общения, а также мотивов общения, целей, взаимных установок, схожести эмоционального и поведенческого реагирования.

Как уже отмечалось, межличностная перцепция, то есть восприятие партнерами друг друга в процессе общения, является одним из ключевых механизмов взаимопонимания.

Для его достижения необходимо, чтобы партнеры понимали друг друга на вербальном уровне, осознавали качества и особенности личности партнеров по общению. Важным условием взаимопонимание является формулирование межличностных соглашение и их практическая реализация: соглашения не должны сковывать и ограничивать партнеров. Для этого важно постоянно их корректировать и дополнять.

Партнеры по общению должны исходить из одной и той же системы координат, иметь общность установок и исходных предпосылок в общении - для этого важно уметь децентрироваться и встать на позицию другого человек, проявить эмпатию.

Основными механизмами взаимопонимания являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация - один из наиболее простых механизмов, который выражается в том, что человек как бы ставит себя на место другого и анализирует, как он бы поступил в данной ситуации

Эмпатия - это способность эмоционально откликаться на переживания и чувства другого человека, сопереживать ему.

Рефлексия - это процесс осознания человеком того, как он воспринимается или будет восприниматься партнером по общению. Это представление того, каким видит меня партнер по общению

Взаимопонимание в целом можно прогнозировать на основе отношения людей к психологическим позициям партнеров. Критериями возможного взаимопонимания могут быть:

  • предположения партнеров по общению об осведомленности каждого из них о предмете общения,
  • предположения партнеров по общению о субъективной значимости данной деятельности для каждого из них,
  • рефлексия партнеров относительно друг друга,
  • оценка психологических качеств партнеров.

Основными сложностями, препятствующими взаимопониманию являются: искажения в межличностном восприятии друг друга, разные способы подачи и канализации информации, дефицит времени для обработки информации и составлении оценки, невозможность уточнить информацию, искажения информации

Дата последнего обновления статьи: 19.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot