Наблюдение по Бейлзу — это метод, который Р. Бейлз создал для описания взаимодействия людей (интеракции) в малых группах. Он является классическим и наиболее известным вариантом наблюдения в пределах контроля согласия отчетов нескольких наблюдателей.
Особенности методики наблюдения по Бейлзу в группе
Методика Бейлза — это оригинальная схема (программа), которая позволяет проводить регистрацию различных видов взаимодействий в группе по единому плану. Этот метод автор создавал на базе многочисленных наблюдений за реальными проявлениями взаимодействия в группе индивидов, которые выполняли определенную деятельность. Все зафиксированные виды взаимодействий он свел в категории. С помощью этих категорий теперь можно описать любую групповую деятельность, включая типы поведения во время дискуссии.
В случае необходимости выполнять некоторую общую задачу, развитие деятельности группы по Бейлзу происходит в качестве последовательности этапов. Сначала участники группы ориентируются в отношении общей задачи (обмениваются сведениями), оценивают ход выполнения задачи, друг друга и внешнюю информацию. Далее необходим контроль в попытке членов группы командовать или воздействовать друг на друга. Следующая стадия представлена принятием группового решения и последующим ослаблением межличностных и внутриличностных напряжений.
Метод Бейлза применим для полевых или лабораторных наблюдений, при этом группу наблюдателей необходимо отделить от наблюдаемых, что устранит воздействие их присутствия на исследуемый процесс. Один из способов осуществления отстраненного наблюдения представлен применением одностороннего прозрачного зеркала.
В рамках категорий описание наблюдаемых явлений отличается от описаний через набор любых обозначений. Это предполагает, что с помощью категориальной системы описывается только отдельная сторона поведения. По этой причине в ней возможны дифференцировки каждой категории на другие элементы, которые будут соответствовать содержанию. Категории призваны дополнять друг друга, а вся их система логически завершена в пределах предмета, который задан теоретической концепцией. Именно последний факт отражает то, что в систему невозможно включить новые категории.
Еще одна особенность наблюдения состоит в том, что в любой его момент в отношении конкретного случая, объекта, акта наблюдатель может сделать лишь одно указание. Следовательно, сумма времен отдельных единиц наблюдения представляет собой общее время наблюдения. Таким образом, категориальная система способна прямо операционализировать теоретические подходы исследователя к пониманию процессов для наблюдения.
Особенности стандартизованной методики Р. Бейлза
Среди особенностей рассматриваемой методики следует выделить то, что наблюдение осуществляется не за отдельным субъектом, а в целом за группой. Вопрос согласия наблюдателей здесь нужно рассматривать с аспекта возможного рассогласования информации наблюдений, когда используются одни и те же средства за счет конвенционального характера категорий и присутствует обязательное субъективное подведение наблюдаемых действий под заданные категории.
Исследование человеческого поведения с помощью метода Бейлза проводят в разных сферах психологии, социологии, педагогики и других общественных наук. В каждой науке, тем не менее, для наблюдения будет характерна своя специфика.
В качестве предмета социально-психологического наблюдения здесь выступает вербальное (речевое) и невербальное поведение отдельных людей, групп в некоторой обозначенной социальной среде и ситуации. В процессе наблюдения необходимо зафиксировать:
- Содержание, последовательность, направленность, частота речевых актов;
- Выразительность, экспрессивность движения тела;
- Движения, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанцию между ними, соприкосновения и т.д.;
- Физические воздействия разного рода, включая толчки, удары, касания, передачу, отталкивание и т. д.;
- Сочетание данных актов и их признаков.
Есть множество предложений для структурирования наблюдений. Примером может быть изначальное выделение некоторых классов вербального и невербального поведения человека (группы людей). В дальнейшем происходит фиксация их характеристик по количеству, частоте проявления и др.
Взаимодействие (интеракция) происходит по Бейлзу в том случае, когда индивидом осуществляется определенное действие (акт). Оно служит стимулом для другого, заставляя реагировать соответствующим образом. Единица действия (акта) определена в качестве мельчайшего различимого сегмента вербального или невербального поведения, фиксируемого после соответствующей тренировки при использовании заданного набора категорий (наблюдатель при этом непрерывно делает серию отметок о поведении членов группы).
Использование методики для выявления типов людей во время дискуссии
Методика Бейлза нашла свое применение в психологии для рассмотрения поведения людей в ходе дискуссии. Важными проблемами здесь являются:
- ориентация,
- оценивание,
- контроль,
- нахождение решения,
- преодоление напряженности,
- интеграция.
Перечисленные связи в теории были выделены на основе соответствующей концепции стадий групповой работы при решении задач Р. Бейлза.
Наблюдатель, который работает со схемой Бейлза, обладает возможностью фиксации формальной, а не содержательной стороны общей групповой дискуссии. Для этого он соотносит категории из списка с репликами участников общения.
Этот этап фиксируется с помощью следующих вопросов: кто говорит? (выявляется источник сообщения); к кому обращается говорящий? (выявляется адресат); по какой категории происходит дискуссия? (номер).
Анализируя запись, номер категории отражает тип высказывания и его эмоциональную окраску, а также этап решения проблемы. Что касается частоты речевых актов, то она определенным образом способна отражать аспекты протекания дискуссии. В частности, это выражается в виде процентного соотношения между разными видами актов на разных стадиях обсуждения.
Исследователи отметили на практике, что данная система категорий главным образом требуется для наблюдений за дискуссиями на заданные темы. Полезной она будет для анализа дискуссий в ученических и студенческих группах. Методику сейчас активно применяют, несмотря на наличие существенных критических замечаний, которые включают формальность анализа, произвольность выделения числа и состава категорий и т.д.