Виды и причины страха у детей
Тревога, беспокойство, страх – такие же неотъемлемые проявления эмоциональной психической жизни человека, как восхищение, радость, удивление, гнев, печаль. Но при излишней подверженности страхам, зависимости от них, нормальное поведение человека изменяется вплоть до «эмоционального паралича».
Значительная часть страхов в той или другой степени обуславливается возрастными особенностями формирования и имеет временный характер.
В зарубежной и отечественной психологии выделено 29 страхов, которые могут ощущать дети от рождения и до 16-18-летнего возраста. Непростым «кризисным» этапом считается семилетний возраст. При этом для детей дошкольного возраста свойственны страхи смерти, одиночества, нападения, а для детей школьного возраста другие, более взрослые ‒ социальные: страх смерти родителей, боязнь опоздать в школу.
Выделяют три основных вида страхов. В основании классификации находится предмет страха, специфика его протекания, длительность, сила и предпосылки появления:
- Навязчивые страхи. Данные страхи ребенок ощущает в определенных ситуациях, опасается последствий, которые могут их за собой повлечь. К ним принадлежат, например, страх высоты, открытых и закрытых пространств и др.
- Бредовые страхи. Данная форма страхов является самой тяжелой, основание возникновения их обнаружить невозможно. Их существование зачастую может свидетельствовать о серьезных отклонениях в психике ребенка.
- Сверхценные страхи. Данные страхи самые распространенные. Они связанны с определенными идеями, как говорят, с «идеями фикс» и обусловлены фантазией ребенка.
Причины появления страха у детей:
- Страх может появиться из-за какого-то случая или события. Так, например, укус животного, отсутствие взрослых. Фобия повторения подобных ситуаций можно скорректировать. Несомненно, возникновение страха зависит и от определенного характера ребенка: дети с неуверенностью, с высоким чувством тревоги, мнительностью всегда страдают больше, че другие.
- Так же значительную роль в возникновении страхов у детей играет окружающая обстановка. Прежде всего, это – конфликтные ситуации в семье, где живет ребенок. Достаточно часто дети ощущают себя в ответе за частые ссоры родителей.
- У детей 3-7 лет достаточно частой причиной страхов может являться напоминания о возможных опасностях. Воспитатели в детском саду и близкие родственники могут слишком эмоционально рассказывать ребенку о последствиях его действий.
Выявление детских страхов
Определить ребенка, который чего-то боится, как правило, не составляет большой сложности, если принять во внимание беспокойное поведение и напряженность, уклонение от источника угрозы и утвердительный ответ на вопрос о присутствии страха. В последнем случае может быть не столько сам страх, сколько опасения по поводу возможности того или другого события.
Так, существенная часть возрастных страхов у детей имеет место быть только тогда, когда ребенок представляет их по какому-либо предлогу или ему напоминают окружающие. Есть и так называемые «немые» страхи, зачастую отрицаемые детьми при опросе, но признаваемые родителями. Это, прежде всего, ситуативные страхи такие, как страх опоздания (может проявляться у дошкольников), неожиданных звуков и животных.
Методика выявления страхов у детей при помощи рисунков имеет целью понять интересы, увлечения детей, отличительные черты их темперамента, состояние внутреннего мира и суть переживаний.
Детям может быть предложено рисовать на темы: «В школе», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днем», «Что было со мной самое хорошее или самое плохое», «Кем я хочу стать».
Следующий этап рисования ‒ процесс направленного устранения всех страхов, которым может быть подвержен ребенок.
Определить весь диапазон страхов, можно особым опросом при условии нахождения с ребенком контакта на эмоциональном уровне, выстраивания доверительных отношений и отсутствия конфликтных условий в общении. О страхах необходимо расспрашивать, например, кому-нибудь из знакомых взрослых или специалисту при дружеской беседе или совместной игре. В последующем самим родителям конкретизировать, чего именно, и насколько опасается ребенок.
Затяжные конфликты дома, действительно опасные ситуации увеличивают тревожность ребенка и влекут за собой появление большого числа разных страхов, порой весьма сильных и устойчивых. Страхи, которые характерны для родителей, могут передаваться детям: если мама постоянно боится опоздать куда-либо и демонстрирует это собственным поведением, то страх опоздать в школу может статьь привычным поводом для тревоги ребенка.
Существуют методики определения конкретных страхов, разработанные для использования специалистами. Часто применяется анализ рисунков, на которые страхи проецируются бессознательно.
В случаях, когда ребенок не любит рисовать, для диагностики подходит методика «Страхи в домиках».
Взрослый контурно рисует два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И после предлагает расселить в домики страхи из списка (в черный домик – страшные страхи, а в красный – не страшные). Записывать необходимо те страхи, которые ребенок поместил в черный домик, т.е. признал, что он опасается этого. У детей, которые старше можно спросить: «Скажи, ты опасаешься или не боишься ...». Беседу необходимо вести обстоятельно и неторопливо, перечисляя страхи и дожидаясь ответа «да» ‒ «нет» или «боюсь» ‒ «не боюсь». Повторять вопрос о том, опасается или не опасается ребенок, необходимо только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их невольное внушение.
При стереотипном отрицании всех страхов просят давать детальные ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый человек, который задает вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его иногда хвалить и подбадривать за то, что он говорит все как есть.
После исполнения задания ребенку может быть предложено, закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ – потерять или выбросить.
Таким образом, задача взрослого после выявления страхов ‒ сформировать условия, которые помогут ребенку победить свои фобии.