Понятие личности, общения и межличностных отношений
В контексте психологии личность – это индивид, который выступает в роли субъекта отношений в социуме, а также в роли субъекта в собственной сознательной деятельности. Под личностью также понимается система свойств индивида, которая проявляется в деятельности человека.
По мнению Р. Кэттелла, личность – это понятие, которое характеризует поведение человека в той или иной ситуации.
Г. Олпорт считает, что «личность - это нечто, и она что-то делает. Личность - то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида».
Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.
Так, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.
Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».
Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Межличностные отношения базируются на общении. Как известно, самой первой ведущей деятельностью индивида (младенческий возраст) является эмоционально-личностное общение. Именно с помощью него идет стремительное развитие психики. Общение проходит через все развитие ребенка, и в следующий раз появляется в виде ведущей деятельности в подростковом возрасте в качестве интимно-личностного общения.
Выделяют несколько этапов развития межличностных отношений.
- Знакомство. Данный этап связан с возникновением взаимного контакта и оцениванием индивидами друг друга.
- Приятельские отношения. Возникновение межличностных отношений и формирование базового уровня доверия.
- Товарищеские отношения. На данном этапе происходит сближение взглядов.
Выделяют несколько основных видов межличностных отношений:
-
Производственные межличностные отношения.
-
Бытовые межличностные отношения.
-
Формальные межличностные отношения.
-
Неформальные межличностные отношения.
Компоненты межличностных отношений
Межличностные отношения включают:
-
восприятие и понимание людьми друг друга;
-
межличностная привлекательность;
-
взаимодействие и поведение.
Компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы:
• ощущения,
• восприятие,
• представление,
• память,
• мышление,
• воображение.
Характеристики взаимопонимания:
а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;
б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:
а) симпатии или антипатии;
б) удовлетворенность;
в) эмпатия;
3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.
Рисунок 1. Классификация межличностных отношений
Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.
Общение
Межличностные отношения базируются на общении. Структура общения состоит из трех, связанных друг с другом сторон:
-
перцептивная сторона общения;
-
коммуникативная сторона общения;
-
интерактивная сторона общения.
Выделятся ряд основных функций общения.
-
Информационная функция общения состоит в приеме и передачи информации.
-
Контактная функция общения предполагает установление коннекции.
-
Интерактивная функция общения предусматривает не только передачу информации между людьми и само их взаимодействие, но также и определенное влияние на других людей.
-
Побудительная функция общения выступает как стимуляция активности.
-
Координационная функция общения предполагает согласованность действий участников общения.
-
Понимание как функция общения предполагает не только восприятие информации, но и ее сознательный анализ.
-
Амотивная функция общения выступает способом стимулирования эмоциональны реакций собеседника; в целом, выступает как обмен эмоциями.
-
Установление отношений как функция общения предполагает определение собственного социального статуса и социальной роли в конкретной ситуации.
-
Манипулятивная функция общения выступает как средство изменения установок оппонента в целях удовлетворения собственных потребностей.
Основные виды общения
- Вербальная коммуникация. В вербальной коммуникации, как известно, главная роль принадлежит высказываниям, то есть речи. Так, данный вид коммуникации осуществляется с помощью знаковых систем.
- Невербальная коммуникация. Данный вид коммуникации также осуществляется при помощи знаковых систем, которыми здесь являются различные жесты, мимика и др.