Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Межличностные отношения в коллективе

Определение 1

Межличностные отношения — это набор реакций, характерных для отношений между несколькими людьми. Являясь частью социума, человек каждый день вынужден взаимодействовать с множеством других людей. Если учесть то, что максимум времени он проводит на работе, то роль межличностных отношений в коллективе будет стоять на первом месте.

Особенности отношений в коллективе

Большая часть новичков при устройстве на новое место работы долго испытывает трудности, которые обладают коммуникативной основой. В очень редких случаях социальная группа, включающая уже привыкших друг к другу людей, с радостью способна принять в свой тесный круг новых и неизвестных ранее людей. Тем не менее, если знать особенности межличностных отношений в коллективе, то эта проблема решается проще.

Статья: Межличностные отношения в коллективе
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Трудовой коллектив в соответствии со своей структурой включает два основных вида – первичный и вторичный. При рассмотрении этой структуры в пределах одной компании, первичной будет считаться группа всех сотрудников, которые работают в данной компании. Вторичная группа обладает более узким составом (например, коллеги, которые работают в одном отделе и имеют общую цель и направленность в труде).

Межличностные отношения в первичных коллективах чаще всего будут носить общий характер. Здесь общение происходит на обычном уровне (деловой, бытовой и эмоциональный). В рамках первичного коллектива близкий контакт и взаимодействие людей друг с другом не всегда будут обязательными. Вторичный коллектив, как правило, включает малые группы людей, которые более тесно и эмоционально связаны друг с другом. По этой причине анализ межличностных отношений в коллективах необходимо осуществлять на примере вторичных групп.

Замечание 1

Трудовые коллективы включают целую систему отношений. Их основная задача представлена достижением общих целей, которые стоят перед компанией. Кроме формальной группы лиц в коллективах в любом случае есть неформальные группы, зарождающиеся при взаимодействии коллег. Такие группы не подчиняются администрации и руководству.

«Межличностные отношения в коллективе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Неформальные группы в коллективах строятся на взаимной симпатии и антипатии коллег. Для них характерно наличие лидеров и аутсайдеров. Некоторые участники группы обладают свойством подавлять других, поэтому конфликтные столкновения в трудовых коллективах неизбежны.

Проблемы межличностных отношений в коллективе

Для межличностных отношений в коллективах присущи конфликты, в основе которых лежат разногласия между членами формальной группы. Данное явление нельзя исключить и иногда оно даже может пойти на пользу. Так, если в коллективе работает человек, любящий спорить, то некоторые участники не будут вступать с ним в перепалку, лишь наблюдая за ходом событий. Такое поведение дает возможность больше узнать о своих коллегах, включая их взгляды на некоторые вещи. Подобные разногласия часто способны помочь коллективу сплотиться в единое целое.

В качестве социального явления в рамках коллектива конфликты подразделяются на четыре вида:

  • Внутриличностные (например, работнику предъявляются противоречивые требования в отношении его труда);
  • Межличностные (например, борьба руководства или коллег за использование определенного оборудования);
  • Конфликты личности и группы (чаще возникают в неформальных группах в отношении существующих в них норм поведения);
  • Межгрупповые конфликты (например, разногласия между формальными и неформальными группами).

Межличностным отношениям в коллективе присущи проблемы в виде конфликтов. Необходимо рассмотреть несколько наиболее эффективных способов выхода из них. Самый первых способ состоит в том, что участники конфликта уклоняются от него, уходят от конфликтного столкновения и пресекают развитие.

Сглаживание конфликтной ситуации диктуется убеждением, что ни к чему хорошему она не приведет, а способна лишь отрицательно действовать на членов коллектива. Принуждение представляет собой попытку заставить окружающих людей принять только единственную позицию. Ее принуждающий человек считает правильной (как правило, это руководитель или лидер неформальной группы).

Компромисс — это еще один вариант оптимального выхода из конфликтной ситуации. В этом случае происходит принятие позиции обеих сторон в сбалансированном виде, учет всех точек зрения, которые возникли в процессе конфликта.

Решение проблемы состоит в готовности коллектива рассмотреть все точки зрения. Здесь находится причина конфликта, что упрощает ее устранение и достижение общего мнения.

Межличностные отношения и сплочение коллектива

Межличностные отношения в коллективах подвергались исследованию многими учеными. Этот феномен привел социологов и основателей менеджмента к выводу о том, что взаимоотношения коллег в компании могут быть нескольких видов:

  • Формальные отношения,
  • Непринужденные отношения;
  • Отсутствующий менеджмент.

Для формальных отношений запрещаются любые попытки неуставного общения. В этом случае больше поощряется рабочий настрой. В коллективе с непринужденными отношениями более часто есть дух сплоченности среди коллег. Их отношения в большей мере дружеские, здесь предусмотрены и со временем вырабатываются общие традиции и праздники.

Если менеджмент отсутствует, можно говорить, что руководство не озадачено корпоративным духом компании. Это приводит к низкой производительности труда за счет постоянных конфликтных ситуаций.

Анализ и исследование межличностных отношений в коллективе необходимо проводить по каждой организации отдельно. Этот процесс важно начать с формирования основного типа взаимоотношений между коллегами. Даже в случае, когда коллектив оказался дружным и сплоченным, не стоит думать, что в нем нет проблем.

Что касается включения в новый коллектив, то человек не должен сразу пытаться стать другом для всех и рассказывать о себе окружающим. В дальнейшем данная информация может сыграть против человека.

Лучший способ включения в новый трудовой коллектив заключается в исследовании его корпоративной культуры и попытках её придерживаться. Тем не менее, сложности в притирке к новым коллегам все равно не исключены, поэтому с данным фактом стоит смириться.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot