Социальная психология – это область психологии, которая изучает психологические особенности деятельности людей внутри социальных групп.
Рисунок 1. Междисциплинарные связи социальной психологии
Социальная психология включает в себя психологию взаимоотношений людей, поэтому рассмотрим особенности общения как основу межличностных отношений, далее перейдем к изучению различных видов групп, их главных особенностей.
Общение и речь
Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.
Так, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.
Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».
Структура общения
Структура общения состоит из трех, связанных друг с другом сторон:
-
перцептивная сторона общения;
-
коммуникативная сторона общения;
-
интерактивная сторона общения.
Выделятся ряд основных функций общения.
-
Информационная функция общения состоит в приеме и передачи информации.
-
Контактная функция общения предполагает установление коннекции.
-
Интерактивная функция общения предусматривает не только передачу информации между людьми и само их взаимодействие, но также и определенное влияние на других людей.
-
Побудительная функция общения выступает как стимуляция активности.
-
Координационная функция общения предполагает согласованность действий участников общения.
-
Понимание как функция общения предполагает не только восприятие информации, но и ее сознательный анализ.
-
Амотивная функция общения выступает способом стимулирования эмоциональны реакций собеседника; в целом, выступает как обмен эмоциями.
-
Установление отношений как функция общения предполагает определение собственного социального статуса и социальной роли в конкретной ситуации.
-
Манипулятивная функция общения выступает как средство изменения установок оппонента в целях удовлетворения собственных потребностей.
Виды общения
- Вербальная коммуникация. В вербальной коммуникации, как известно, главная роль принадлежит высказываниям, то есть речи.
- Невербальная коммуникация. Данный вид коммуникации также осуществляется при помощи знаковых систем, которыми здесь являются различные жесты, мимика и др.
Развитие общения и речи
Эмоционально-личностное общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте. Так, уже в таком возрасте идет стремительное накопление знаний об окружающем мире посредством общения.
Общение служит некой основой для формирования личности человека. Это подтверждается культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского. В ней он описывает процесс развития человека с точки зрения усвоения культурных аспектов. Инструментом усвоения культуры является язык. А моделью поведения для ребенка является взрослый.
Определенные аспекты культуры как бы «вращиваются» в сознание ребенка. Другими словами, они проходят процесс интериоризации (термин Л.С. Выготского). Интрериоризация в самом общем смысле – переход внешнего вовнутрь, то есть это процесс усвоения чего-либо.
Малая группа
Малая группа с точки зрения Г. Андреевой, представляет собой группу, в которой общественные отношения представлены в виде личных контактов.
Свойства малой группы
- Направленность группы.
- Степень организованность группы представляет собой способность к самоорганизации.
- Интегрированность группы – мера единства членов группы.
- Психологический климат группы. Комфортность пребывания в группе, психологическая безопасность и общая степень удовлетворенности группы каждым ее членом.
- Референтность – принятие групповых эталонов каждым членом группы.
- Лидерство.
- Интеллектуальная коммуникативность («нахождение общего языка»).
- Эмоциональная коммуникативность (степень эмоциональности межличностных контактов.
- Волевая коммуникативность включает в себя свойство стрессоустойчивости.
Межличностные взаимоотношения
Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Компоненты межличностных отношений
Межличностные отношения включают:
-
восприятие и понимание людьми друг друга;
-
межличностная привлекательность;
-
взаимодействие и поведение.
Компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы.
Характеристики взаимопонимания:
а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;
б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми,
3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом.