Психологический диагноз
Психологический диагноз – формулировка заключения об изучавшихся свойствах личности.
Психологический диагноз является конечным результатом деятельности психолога. Он направлен на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью выяснения текущего развития, а также разработке рекомендаций и прогноза.
Л. С. Выготский выделял несколько уровней постановки психологического диагноза (рис.1).
Рисунок 1. «Уровни психологического диагноза по Л. С. Выготскому»
Рисунок 2. «Клинико-психологический диагноз»
С другой стороны, существует схема принятия решения в установлении клинико-психологического диагноза (рис.2).
Структурированность психологического диагноза - приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему.
Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния).
Отличие психотерапевтического вмешательства от медицинского заключается в следующих положениях:
- природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;
- обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт себя больным.
Основное в медицинском диагнозе — определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.
Психологический прогноз
Психологический прогноз – это вид оказания психологической помощи с помощью сообщения результатов психологического обследования и разработки рекомендаций.
Психологический прогноз – это конкретное предсказание или суждение о состоянии изучаемого свойства в будущем, основываясь на психологическом диагнозе.
При формулировании психологического прогноза важно ориентироваться на типологию личности, которая поможет более грамотно составить психологический прогноз.
Также обязательным является сообщение клиенту вероятностных характер прогноза.
Прогноз не может быть осуществлен на основе одних результатов теста, он должен также исходить из общих установок клиента и других аспектов.
Необходимыми качествами психологического прогноза по Л. С. Выготскому считаются:
- Развернутость,
- Дифференцированный характер,
- Полнота содержания,
- Разбивка на отдельные возрастные этапы.
Л. С. Выготский сделал предположение о том, что психологический прогноз может быть верен лишь в том случае, если не изменяются условия развития личности.
Существует также условно-вариантный прогноз развития ребенка. В его основе лежит несколько линий развития ребенка, которые определяются в соответствии с тремя типами ситуаций:
- Сохранение неблагоприятных условий развития,
- Ослабление неблагоприятных условий развития,
- Усугубление неблагоприятных условий развития.
Таким образом, у психолога есть ориентации родителей по ряду следующих вопросов:
- Прогноз о вероятной картине развития личности ребенка без психологической работы,
- Методы работы с ребенком по ослаблению проблемы,
- Прогноз по поводу условий, которых следует избегать.