Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Возрастно-психологические особенности развития детей от 5 до 6 лет

Определение 1

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, которая исследует общие закономерности развития в течение онтогенеза человека, начиная от рождения и заканчивая старостью. Она устанавливает возрастные периоды и причины перехода от одного из них к другому.

Особенности психологии дошкольников 5-6 лет

В возрасте 5 лет в детской психике формируются принципиально новые образования, включая произвольность психических процессов (например, внимания, памяти, восприятия). Отсюда вытекает возможность управлять своим поведением.

Возрастной период с 5 до 6 лет — это очень важный возраст в развитии познавательной, личностной и интеллектуальной сферы. Часто его называют базовым возрастом, поскольку у дошкольника происходит закладка многих личностных аспектов, проработка моментов становления «Я» позиции. Примерно 90 % основы всех черт личности закладывается в этот период. В 6 лет уже можно частично определить, каким будет человек в будущем.

Примерно к 5 годам в образе «Я» дошкольника начинают присутствовать качества, которые, по его мнению у него имеются. После 5-6 лет у детей появляется представление не только о том, какими они являются, но и о том, какими они хотели бы быть и стать. Помимо имеющихся качеств, формируются представления о желательных и нежелательных аспектах и особенностях своего «Я».

Процесс развития некоторых черт находится еще в зародыше, поэтому обладает специфическими формами. Дети 6 года жизни не говорят и не думают о том, что они желают иметь соответствующие черты характера. Это происходит позже, в подростковом возрасте. Дошкольники, как правило, просто хотят быть похожими на героев сказок, фильмов или на кого-нибудь из знакомых.

Ребенок часто воображает себя персонажем (не играет роль, а именно воображает), приписывая себе его качества. Формирование идеального «Я», то есть того, каким человек желает себя видеть, представляет собой психологическую предпосылку становления учебной мотивации. Учиться дошкольников может побудить не только интерес к изучаемой дисциплине. В качестве существенного побудителя к учению и овладению новым выступает желание видеть себя «знающим», «умным», «умеющим».

«Возрастно-психологические особенности развития детей от 5 до 6 лет» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Изменения в развитии 5-6-летнего ребенка

Очень важное изменение в возрасте 5-6 лет происходит в области отношений со сверстниками. Уже начиная с пятилетнего возраста, сверстники начинают играть по-настоящему важную роль для ребенка. До этого возраста центральная фигура в жизни ребенка, вне зависимости от присутствия сверстников, представлена взрослым человеком.

Взрослый важен для ребенка, поскольку до 3 лет сверстники являются для него только более или менее приятным (интересным) объектом. Уже на четвертом году жизни дошкольника в большей степени интересуют предметы и игрушки, с которыми взаимодействует сверстник, чем он сам. Здесь большое значение имеет совместная игра в качестве важнейшей основы детских взаимоотношений. До 5 лет она еще по-настоящему не доступна детям, поэтому попытки ее наладить часто вызывают недоразумения.

Общение в виде обмена впечатлениями и мыслями не интересно ребенку, так как сверстники не всегда способны понять личные проблемы и интересы, как и не могут выражать необходимое сочувствие. В 3-4 года еще и речевые возможности детей не дают возможности полноценно осуществлять общение.

К пятому году жизни ребенок переходит к совместной игре, а также к эпизодическому неигровому общению с одногодками. Это происходит в следующих формах:

  • Обмен мнениями,
  • Обмен информацией,
  • Демонстрация своих знаний.

На шестом году жизни дошкольника соединяются разные линии психического развития. Они начинают образовывать благоприятные условия для формирования нового типа взаимоотношений со сверстниками. Во-первых, это обусловлено развитием речи, которое у большей части детей достигает высокого уровня и не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, это накопление внутреннего багажа знаний и информации об окружающем мире. Их дошкольник стремится осмыслять и упорядочить, желая поделиться с другими.

Развитие произвольности, как и общее интеллектуально-личностное развитие дают возможность ребенку самостоятельно, без помощи взрослых людей наладить и осуществить совместную игру. В 5-6-летнем возрасте ребенок уже может распределять роли до наступления игры, выстраивая свое поведение в соответствии с ролью. Игровое взаимодействие начинает сопровождаться речью, которая соответствует по содержанию и интонации. Речь сопровождает реальные отношения детей, но при этом отличается от ролевой речи.

Все особенности развития в данный период приводят к двум существенным изменениям в жизни ребенка. В первую очередь меняется роль взаимоотношений ребенка со сверстниками в рамках эмоциональной жизни с последующим усложнением данных взаимоотношений. Во-вторых, появляется интерес к личности и личным качествам окружающих детей.

Особенности развития восприятия, внимания и памяти детей в 5 – 6 лет

В 5-6 лет продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины, а также строения предметов. Дети начинают систематизировать представления, начиная различать и называть не только базовые цвета и их оттенки, но и промежуточные цвета. Они различают форму прямоугольника, овала, треугольника. Воспринимают размер и величину объекта, легко выстраивая в ряд (возрастание или убывание), работая одновременно с десятью разными предметами.

У дошкольников растет устойчивость внимания, происходит развитие способности к его распределению и переключению. Психологи и педагоги наблюдают у них переход от непроизвольного внимания к произвольному, при этом объем внимания в начале учебного года составляет от 5 до 6 объектов, а к концу года уже 6 - 7.

В шестилетнем возрасте начинает формироваться произвольная память. В этот период дошкольник с помощью образно-зрительной памяти способен запоминать от 5 до 6 объектов. Примерный объем слуховой вербальной памяти в этом возрасте составляет около 6 слов. У ребенка также развиваются соответствующие виды памяти:

  1. Зрительная,
  2. Слуховая,
  3. Тактильная и др.
Дата последнего обновления статьи: 24.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot