Общее понятие о воображении в детском возрасте
Роль воображения в жизни ребенка является гораздо более значимой, чем у взрослого, именно с помощью воображения дети познают окружающий мир, заполняя имеющиеся пробелы в знаниях с помощью воображаемых объектов и явлений, создавая при том целостную картину мира.
В процессе роста и развития увеличивающиеся познавательные потребности ребенка во многом удовлетворяются именно с помощью воображения. Воображение является своеобразным связующим звеном между тем, что доступно для восприятия ребенка и тем, что пока недоступно его непосредственному восприятию.
Начальный этап развития воображения у ребенка
Начальным этапом развития воображения ребенка является возраст 2,5 – 3 года. Именно в этом возрасте процесс воображения разделяется на аффективное и познавательное. Эта двойственность напрямую связана с психологическими новообразования раннего детства:
- выделением ребенком своего собственного Я;
- возникновением наглядно – действенного типа мышления.
Осознание себя как автономной единицы и выделение своего Я способствуют развитию аффективного воображения, а изменение типа мышления и его усовершенствование дают толчок к развитию познавательного воображения ребенка.
Процесс развития познавательного воображения ребенка активно протекает в ходе игр с игрушками, в которых ребенок воспроизводит знакомые действия взрослых, наблюдаемые им в реальной жизни.
Развитие аффективного воображения протекает в процессе проигрывания ребенком определенных переживаний, что в свою очередь способствует исчезновению данных переживаний из жизни ребенка. Проиграв переживание, ребенок нивелирует его воздействие на собственную личность и деятельность.
В ситуациях переживания ребенком сильных эмоций таких как страх, испуг, отвращение, стыд именно аффективное воображение дает возможность сгладить их проявления при правильно организованной деятельности ребенка совместно со взрослыми.
Конкретными видами деятельности в организации данного процесса могут выступать продуктивная деятельность ребенка: лепка, рисование или словесное выражение своих эмоций через совместное сочинение сказок и историй.
Механизм действия процесса воображения предполагает присутствие двух последовательно связанных элементов:
- Рождение идеи или образа;
- Составление плана реализации данной идеи или образа в реальной действительности.
Первый элемент обеспечивает возникновение образа идеи, который строится с помощью опредмечивания, в ситуации, когда ребенок имеющиеся у него отдельные и неполные впечатления от реальной действительности достраивает с помощью воображения до предметного целого. Именно с помощью данного элемента происходит превращение кубика в дом или машину. Планирование реализация идеи или образа на начальном этапе развития воображения в данном возрасте еще не сформировано.
Развитие воображения в дошкольном возрасте
Следующим этапом развития воображения у ребенка является возраст 4-5 лет, для которого характерно активное усвоение норм и правил поведения, принятых в данном обществе, что в свою очередь способствует укреплению «Я» ребенка и делает его поведение более осознанным.
Для аффективного воображения в дошкольном возрасте характерно снижение частоты возникновения устойчивых страхов и тревожных проявлений, в связи с уменьшением эффектов искаженного восприятия окружающей действительности.
Обычно аффективное воображение здорового ребенка в данном возрасте возникает в связи с переживанием реальной травмы.
Для познавательного воображения на данном возрастном этапе свойственно активное развитие ролевых игр и продуктивной деятельности - рисования, лепки, конструирования.
В возрасте 4-5 лет образ еще играет для ребенка главную роль и в связи с этим ребенок в процессе воображения и игры воспроизводит хорошо знакомые ему образы поведения взрослых, близких родственников в ролевых играх и рисунках. Но в связи с тем, что речь ребенка находится уже на достаточном уровне развития в его деятельности, появляются элементы планирования.
Ребенок приобретает способность планировать свою деятельность пошагово в соответствии с получаемыми результатами деятельности. Таким образом формируется ступенчатое планирование, опирающееся на отдельные элементы деятельности и их анализ. Возможность ступенчатого планирования подводит детей к направленному словесному творчеству, когда они сочиняют сказки, как бы нанизывая одно событие на другое.
Развитие воображения у детей 6-7 лет.
Третьим этапом развития воображения является возраст 6- 7лет. В данный период развития ребенок осваивает имеющиеся в обществе основные образцы поведения человека и приобретает способность свободно оперировать ими в своей повседневной деятельности. У ребенка развивается способность комбинировать образцы поведения в процессе создания различных продуктов воображения.
На данном возрастном этапе аффективное воображение направлено на процесс изживания имеющихся психотравмирующих воздействий с помощью использования их в игре, рисовании и других видах деятельности. В случае устойчивых конфликтов с реальностью дети обращаются к замещающему воображению.
Для познавательного воображения в данном возрасте характерны активные качественные изменения. Ни заключаются в том, что ребенок приобретает способность не только передавать полученные переработанные впечатления, но и целенаправленно искать наиболее эффективные приемы для их трансляции в реальной действительности.
Например, при дорисовывании неоконченных изображений, квадрат легко может превратиться в кирпич, который поднимается подъемным краном. Основным моментом развития воображения в данном возрасте является факт того, что впервые у ребенка появляется целостный процесс планирования, в течение которого ребенок сначала выстраивает план действий, а затем последовательно его реализует, корректируя по ходу выполнения.