Связь познавательных процессов воображения и мышления
В процессе манипуляции образами, которые хранятся в памяти человека человек способен мысленно разделять их на составные части, изменять их, перемещать во времени и пространстве заменять существующие элементы другими, более подходящими для конкретной ситуации. Данная способность к мыслительному преобразованию чувственных образов памяти и является воображением и данный процесс напрямую доказывает имеющуюся теснейшую связь между процессами воображения и мышления.
Таким образом в процессе осуществления воображения сливаются в единое целое чувственный и отвлеченный характер отражения окружающей человека действительности. Именно подобный характер отражения позволяет человеку овладеть способностью к созданию новых чувственных образов, которые находятся во внутреннем, субъективном пространстве сознания человека.
Образы и представления, которые получены человеком в результате осуществления воображения, позволяют ему возможность представить в наглядной форме образ конечного результата к которому он стремится. Все действия человека будут направлены на достижение данного образа воображаемой действительности. Именно эта особенность является отличительной чертой продуктивной деятельности человека от рассудочного характера деятельности животных.
Полученные в результате воображения новые образы могут быть проанализированы человеком при помощи дискурсивного мышления. В результате подобного анализа в воображаемые образы и явления могут быть внесены соответствующие изменения, которые обоснованы мыслительным анализом сознания.
Основой развития творческой деятельности человека является активное продуктивное воображение. Таким образом можно сделать вывод о том, что успех любой деятельности человека тесно связан со степенью четкости полученного с помощью воображения представления о конечном продукте этой деятельности, результате достижения поставленной цели.
Основные закономерности развития мышления человека
Одной из самых разработанных областей психологии является психология мышления. Определяется данный процесс как обобщенное и опосредованное отражение человеком окружающей действительности, которое теснейшим образом связано с особенностями чувственного познания мира в практической деятельности человека.
Мышление является особой формой человеческой деятельности, которая осуществляется в практической деятельности человека с целью решения возникающих перед ним задач и опирается на систему имеющихся у него понятий.
Для успешного решения поставленной перед человеком задачи ему необходимо постоянно удерживать цель во внимании, при этом осуществлять намеченную программу операций и сопоставлять процесс выполнения действий с конечным результатом, который является желаемым.
Основные закономерности развития воображения человека
Воображение является необходимым элементом творческой деятельности человека, которое выражается в создании новых образов продуктов труда и обеспечивающее создание определенной программы поведения в тех случаях, когда у возникшей проблемной ситуации имеется неопределенный характер.
В зависимости от возникающих обстоятельств, характеризующих имеющуюся проблемную ситуацию, одну и ту же задачу человек может решать, как с помощью мышления, так и с помощью воображения. Таким образом можно сделать вывод о том, что воображение проявляется на тех этапах познания, когда весьма велика неопределенность разрешения ситуации. Именно воображение и фантазия позволяют миновать несколько этапов мышления и представить конечный результат действий.
Воображение в данном случае является необходимой формой связи чувственного и рационального, мысленной формой постижения существующей сущности объекта и его чувственной составляющей. Чувственная и рациональная составляющие в процессе познания находятся в единстве.
Процесс познания движется по направлению от чувственного к рациональному и абстрактному мышлению. Следует отметить, что при этом именно процесс чувственного познания рассматривается как исходная ступень, а мышление выступает как высший уровень знания.
Чувственное познание хотя и осуществляется на осмысленном уровне все-таки является ступенью познания, отличной от логического знания. Именно осмысление имеющегося у человека чувственного опыта является обязательным условием формирования новых знаний. Оказание влияния логических знаний на чувственное восприятие окружающей действительности зачастую имеет своим результатом запуск процесса воображения, выступающего в качестве деятельности созидающей понятия. Мышление же в данном ключе выступает как своеобразная программа, которая определяет особенность течения процессов воображения.
В отличие от структурного разделения логического мышления человека воображение характеризуется динамической структурой и способно к гибким изменениям в зависимости от особенностей развития ситуации и объекта.
В процессе образования понятий воображение способно сохранять специфику своего функционирования. Таким образом продукты созданные в результате работы воображения являются переработкой сознанием отраженных и реальных отношений человека с окружающим его миром и действительностью.
Одновременно с этим с помощью работы воображения создаются:
- совершенно новый продукт,
- новое единство,
- новая связь.
Благодаря воображению у человека появляется возможность увидеть целостную картину желаемого будущего еще до того момента, как оно будет представлено в частностях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение обладает способностью видения целого ранее чем будет сформирована программа мыслительного анализа. Своеобразие данного процесса заключается еще и в том, что воображение является «экономным» процессом, в связи с тем, что его образы никогда не копируют объект в целом, а фиксируют лишь отдельные характерные для него детали, но эти детали сохраняют значимость и смысл целого.