Понятие и сущность конфликта
Конфликт – это трудноразрешаемое противоречие, которое связано с разнообразными острыми эмоциональными переживаниями, вызванными столкновением противоположных интересов, целей, мнений и позиций.
Выделяют следующие виды конфликтов:
- внутриличностные (внутренние),
- межличностные,
- межгрупповые.
Внутренний конфликт – это форма столкновения противоположных желаний, принципов и влечений, в сознании одного человека.
Примером внутреннего конфликта является необходимость играть несколько разных социальных ролей одним человеком. Так, молодая женщина может быть одновременно матерью, сотрудником организации и т.д. Это может вызвать у нее внутренний конфликт.
Внутренний конфликт оказывает опосредованное влияние на деятельность организации, в которой осуществляет свою профессиональную деятельность человек, а также не реализацию им определенной управленческой деятельности.
Процесс назревания внутреннего конфликта, оказывающего влияние на деятельность организации и управленческую деятельность сотрудника, осуществляется в несколько стадий:
- Разность между внутренними целями и установками человека и требованиями организации к нему как к управленцу.
- Осознание человеком данных противоположностей.
- Убежденность в том, что достижение личностных целей невозможно из-за тех целей, которые были поставлены перед сотрудником.
- Осуществление тех действий, которые реально создают помехи для достижения личностных целей.
- Разрешение или снятие конфликта.
«Погасить» конфликт можно на любой стадии. В случае, если человек установил наличие противоречия между его личными потребностями, целями и т.д., и предъявляемыми к нему со стороны организации требованиями, необходимо начать работу по погашению внутреннего конфликта.
Признаками внутреннего конфликта являются:
- Склонность рассматривать точку зрения оппонента исключительно как противоположную.
- Полное исключение компромисса.
- Увеличение давления (управленческого, психологического, административного и т.д.) на оппонентов, с целью одержать победу, но чаще всего это приводит лишь к усилению конфликта.
- Негативные последствия конфликта, такие как отрицательные эмоции, отвлечение сотрудника от его должностных обязанностей.
Основные причины конфликтов в организациях
Причинами возникновения внутреннего конфликта, оказывающее влияние на реализацию сотрудниками управленческой деятельности могут быть следующие группы причин:
- Организационные причины – включают в себя конкуренцию интересов сотрудника и организации. Достаточно ярким примером данной причины, будет конфликт, вызванный разными представлениями о стоимости труда сотрудника. То есть, сотрудник считает, что его заработная плата должна быть значительно выше, учитывая его управленческий вклад в развитие организации.
- Межличностные причины – включают в себя индивидуальные различия между сотрудниками. Конфликт возникает в том случае, когда сотрудники имеют разный темперамент или характер, представление о том, как должно быть организовано управление в организации.
Для разрешения конфликта могут быть использованы следующие тактики:
- Соперничество – каждая сторона занимает жесткую позицию, разрешением конфликта может быть только безоговорочная победа одной из сторон. Эта тактика является оправданной, если решается судьба важных организационных и управленческих вопросов.
- Компромисс – стремление уладить конфликт посредством уступки оппоненту, поиск такого решения, которое устроит каждую из сторон. При этой тактике никто не выигрывает, но никто ничего и не теряет.
- Избегание – это уклонение сторон от разрешения конфликтной ситуации, когда ни одна из сторон не желает брать на себя ответственность и все жду когда ситуация разрешится «сама собой».
- Приспособление – используется при необходимости установить плодотворные партнерские взаимоотношения, то есть когда интересы организации значительно важнее собственных.
Управление конфликтом
Основная цель управления внутренним конфликтом в организации является исключение конфликта, а в случае, если это не возможно, то его уменьшение.
Достижение цели управления внутренним конфликтом в организации осуществляется посредством использования следующих методов и средств:
Сделка – представляет собой наиболее простой способ решения внутренних организационных конфликтов и как следствие эффективного управления ими. Сделка осуществляется посредством проведения прямых переговоров или через представителей, на которых стороны обмениваются предложениями, контрпредложения и уступками. Если переговоры прошли успешно, то конфликт постепенно угасает и исчерпывает себя, если же они прошли неудачно, то конфликт, напротив, усиливается.
Выработка общих целей – сотрудник и представители организации совместно обговаривают цели и перспективы, вырабатывая наиболее оптимальные как для сотрудника, так и для развития организации.
Вмешательство третьей стороны (арбитраж и посредничество) – если сделка и выработка общих целей не привели к успеху, то на помощь должна прийти третья сторона, которая является незаинтересованной в результате разрешения конфликта:
- Посредничество - это форма вмешательства в конфликты и спорные ситуации третьей стороны, при этом она не имеет достаточного авторитета и власти, чтобы диктовать условия соглашения.
- Арбитраж – это форма вмешательства в спорные ситуации третьей стороны, при которой вмешивающийся человек (арбитр) имеет власть утверждать пункты соглашения.
Уточнение и разъяснение механизмов полномочий и ответственности. Подразумевается разъяснение задач и требований к деятельности каждого сотрудника и группы: определение их функциональных обязанностей, критериев оценки результатов их деятельности, сроков отчетности, взаимной ответственности и т.д.